« А Б »

«АБ» RSS

Зимовка в Азии и в пути. Покхара, Непал

Покхара – второй по величине город Непала. Но в отличие от Катманду, он гораздо больше напоминает деревню, пусть и очень большую, чем город. Мы провели там около недели и встретили 2013-й год. Покхара стоит на побережье красивого озера и является весьма туристическим местом. На противоположном берегу озера, на вершине холма – большая белая ступа Будды, с которой открывается обширный вид как на город, так и на Гималайские горы, в том числе на Эверест. Близость высочайшей горы мира привлекает сюда альпинистов, любителей трекинга, а также парапланеристов.  Днем десятки их медленно снижаются на своих крылатых аппаратах над озером. Но приземляются всегда на землю.

Именно в Покхаре Брэнди и Елена осуществили то, что задумали заранее, еще до начала путешествия. Удалились в уединенное место и в течение нескольких дней придерживались режима молчания и голодания. Полного уединения, правда, не получилось. В горах, куда поднялись мои спутники, живут крестьяне. Отшельникам  любезно позволили разбить палатку на одном из огородов. Другой земли там и нет, каждый клочок обрабатывается. Трехдневное молчание не помешало путникам сделать много наблюдений о непальских крестьянах.

Непальцы бедны, но не унывают. У крестьян в горах заработки какие-то уже совсем нищенские. Мимолетный знакомец наших молчунов, сельский подросток показывал им свои разваливающиеся башмаки и говорил, что на новую обувь ему нужно около 100 непальских рупий. Это немногим больше одного доллара. Говоря об этом, он, понятное дело, недвусмысленно намекал на желательность материальной помощи ему. При этом, по словам Елены Олень, паренек все равно производил очень трогательное впечатление. Это различие между непальскими и индийскими нищими. Первые не бывают навязчивы и не вызывают раздражения. Но он совершенно не ропщет ни на судьбу, ни на, например, своих бедных родителей. Встреча с мальчишкой произошла уже на четвертый день пребывания в горах, когда отшельники уже разрешили себе говорить. Олень спросила, любит ли он свою маму. На что непальский пацан, ответил, что конечно да, любит, ведь она носила его в своем животе – показал он жестами.

Идет по горной дороге бедный крестьянин, на голову у него навалены дрова или еще Бог знает что. Груза иногда столько, что из под этой «кроны» видны только ноги. Получается дерево с ножками. Но сам он неизменно улыбается двум набравшим в рот воды европейкам и радостно произносит вездесущее здесь «намасте» — «здравствуйте».

Плакат в очень простом и недорогом кафе

В Пакоре даже в большей степени чем в Катманду, мы столкнулись с крайне непривычной для жителей России резкой разницей между дневной и ночной температурами воздуха. Она характерна для горной местности. Для пустынь, впрочем, тоже, мы уже узнали это на Ближнем Востоке. Темнеет тут очень быстро, а тьма сразу же приносит с  собой холод. Днем можно загорать, а после заката температура стремится к нулю и без куртки на улицу не выйдешь. А уж когда в нашем Himalayan Guest House, расположенном в предгорьях, из-за аварии отключилась сначала горячая, а потом и вообще всякая, то есть и холодная тоже вода (при том, что до горячего состояния вода нагревалась только на несколько часов в сутки), мне было и вовсе впору позавидовать моим компаньонкам, которые вернулись из горных высей в приподнятом настроении.

В Непале высокая рождаемость. Школы и прочие детские учреждения на каждом углу. В семье, которая управляет отелем, где мы остановились, детей тоже несколько человек. И она не производит впечатления слишком материально благополучной. Отец и одновременно дед – трогательный выпивоха. Он старается бодриться, но в глазах тоска. Однажды я видел, как холодным вечером, а других тут не бывает, он качал спеленатого маленького ребенка у костра, возможно, дитя чем-то приболело. В другой раз, в подвыпившем состоянии, он стал рассказывать нам, как у них бедно, приходится выплачивать банковские кредиты и денег иногда не хватает даже на еду. Раздался властный голос жены, призывающий супруга-пьянчугу идти домой. В Новый Год этот дядька сбрил себе бороду – этакое символическое обновление. Надеюсь у него и его многочисленной семьи дела пойдут на лад.

Одну из детей в этой семье зовут Джулия. Перед отправкой в горы Елена Олень подарила этой юной красавице российскую книжку-сказку с картинками «Крошечка-Хаврошечка».  И все время, пока мои друзья, голодали и молчали высоко над уровнем моря, это очаровательное создание просило на довольно неплохом для ее 8-9 лет английскому меня сказку с «тигером».  И в итоге, 31 декабря я преподнес ей новогодний подарок – максимально возможное количество «тигров».  А в первый день нового года мы распрощались с горным Непалом и двинулись обратно в Индию.

« »