« А Б »

«АБ» RSS

Один мой день в Непале

Как многие знают, 2.5 года я в Непале. Но в этом посте я не собираюсь рассказывать как и что, а просто хочу сделать фоторепортаж одного моего самого обычного дня. Идея пришла из одноимённой группы в ЖЖ, куда я написала, но мою историю там почему-то не опубликовали. Думаю, всё-же кое-кому будет интересно. Итак.

Живу я в Гималаях на маленькой пермакультурной ферме. Сплю на дощататом настиле, над сеновалом. Просыпаюсь в будние дни в 5.15 утра и в просвет между тентовой стеной и крышей смотрю что там с погодой:

Принимаю холодный душ, Диди (по-непальски «старшая сестра») уже сварила на дровяной печке кофе, она и Чарли отправляются доить коров.

На картинке недавно собранный урожай миндальных орехов.

Я беру молоко, орехи, собранные накануне огурцы и тыкву и отправляюсь на старом добром Kawasaki за 45 км в столицу Непала — Катманду.

Всего 15 минут водных «приключений» и я на хорошей дороге!

Если выехать не позднее 6.30 утра, то не попадаешь в пробки и не стоишь на перекрёстках и светофорах. Но сначала я заезжаю в ближайший старинный городок Панаути, один из немногих, полностью уцелевших и сохранивших свою уникальную архитектуру и атмосферу после землетрясения 2015 года, старинных городков. Заезжаю на рынок, сдаю огурцы и тыкву (0.3$ за кг) и отправляюсь дальше.

Перед выездом на трассу останавливаюсь, надеваю маску и очки. В Непале нет норм на выхлопные газы, а потому наряжаться нужно как на Луну.

Баннеров вдоль трассы не очень много, зато какие! Вот популярная реклама русской водки «Ruslan»:

На трассе самое страшное это грузовики и автобусы. Они подрезают, обгоняют, тормозят перед носом, стартуют с обочины на крайний правый ряд почти под 90 градусов и вообще ведут себя крайне непредсказуемо. Остальное ерунда.

В Катманду я еду в центр города, в район Лазимпат, корейский ресторан Oshell. Пью кофе с владелицей ресторана Jade и отправляюсь в Университет.

В Университете Катманду я изучаю непальский язык. Обычно в 9.30 я уже в классе делаю домашнее задание.

Наш преподаватель др.Мукунда Патик — замечательный человек и один из лучших учителей в Бишва Бхасе, мне повезло, что я попала в его группу. Но опаздывает др.Мукунда каждый день на занятия примерно на полчаса. Это часть непальской культурной традиции, которая называется «Nepali Time».

Начинаем урок с проверки домашнего задания. Так др.Мукунда выясняет что мы поняли, а что нет, и остальное время мы закрепляем непонятое.

В нашей группе 29 человек. Регулярно посещают 20. Из них абсолютное большинство корейцы. несколько испанцев (Каталонцев), три японца, несколько человек из Мексики и Чилли, одна американка и один немец. Возраст от 18 до 60.,

Сегодня пятница, а по пятницам в нашей группе ритуал еды, потому что тема еды вообще в Непале передавая. Здесь даже приветствие не «добрый день или утро», а «поел ли ты уже, или нет?» — любая встреча и разговор по этикету должны начинаться именно с этого вопроса. Итак, по пятницам один человек приносит угощение для всей группы. Сегодня очередь японки Сачико Сан и она угощает нас фруктами.

Занятия заканчиваются в 11.30, и если сразу выехать на трассу, то попадаешь в непальский обеденный перерыв, а это значит снова без особых пробок. Выезжаем на дорогу в Тибет.

В Бхактапуре заезжаю на «свою» заправку. Почему-то если заправляюсь в другом месте, то байк потом весь день глохнет. Бензин в Непале двух видов — «disel» и «petrol». Но ни того, ни другого сегодня в городе нет. Бензин везут из Индии, а потому если забастовка или обвал на дороге, бензина в Катманду может не быть неделю. Чёрный рынок, однако, никто не отменял, ценой втрое дороже, разумеется. А так «petrol» 1$ за литр.

Подъезжаю к городу Банепа мимо самой большой в Мире статуи Шивы — Харе Харе Махадев!

Банепа — ровно полупути до фермы. Останавливаюсь в придорожном кафе выпить традиционного непальского молочного чая с традиционным паффом. И еду дальше.

Всего полтора часа пути и я снова в Панаути. Останавливаюсь у дорожного магазинчика купить фруктов. В сентябре в Непале на прилавках бананы, папайя, гранаты, яблоки и остатки манго от завершённого мангового сезона.

Кто-то перегородил мне выезд своим байком. Беру этот байк двумя руками за задний поручень и выдвигаю его поперёк дорожной части. И уезжаю, потому что задвигать обратно уже не могу.

Осталось совсем чуть-чуть. Но я всё равно, как всегда мысленно себе напоминаю на всякий случай, что никуда не спешу 🙂

На ферме я уже в час дня. Меня встречает Чарли с кофе.

Остальное время этого дня я гуляю с коровами, потому что это отличный предлог поучить непальские слова, либо.. либо.. много всего. проверяю интернет иногда.

Вечером обычно мы вместе готовим ужин. Иногда вдвоём, но чаще с волонтёрами — друзьями — гостями. Народу приезжает много.

В выходные (которых в Непале официально 3-4 в неделю) я веду йогу для постояльцев фермы, занимаюсь соц. проектом Trees for relief. И что там ещё можно делать на Горе.. 😉