« А Б »

«АБ» RSS

Карма в тибетском буддизме

В тибетском буддизме понятие кармы имеет весьма чёткие определения. Карма — это закон причины и следствия. Мяч бросили — мяч упал. Однако помимо этого существует и определённая оценочная градация. Говорится о том, что карма делится на позитивную, негативную и нейтральную. Нейтральные результаты приносят такие же действия, эмоционально не окрашенные. Например походы за продуктами, приготовление еды и другие повседневные бытовые занятия. Позитивная карма связана с позитивными эмоциями, действиями, намерениями и побуждениями. Ну и негативные кармические отпечатки остаются в потоке нашего сознания тогда, когда мы совершаем действия (физические, словестные или даже мысленные) под воздействием негативных эмоций. Таких как жадность, зависть, ревность, страх, злость, раздражение и прочее. Когда мы думаем в первую очередь о себе, а не о других. В буддизме считается, что человек не может стать абсолютно счастливым до тех пор, пока те, кто его окружает, не станут счастливыми. А в глобальном смысле говорится, «пока все живые существа не обретут счастье». При этом не стоит понимать эту схему слишком поверхностно, она по своей структуре многослойна. Так, например, если мы долго кому-то помогали, а потом этот человек подложил нам «свинью», это не значит, что причинно-следственные связи не работают. Во многих учениях такие примеры подробно разбираются и подчёркивается, что это лишь значит, что мы всё равно испытываем негативную карму, связанную с нашими действиями в прошлом. Не важно от какого человека это исходит. И если мы кому-то действительно искренне помогаем, то это принесёт свои результаты в будущем, не обязательно от того же человека.

В буддизме говорится, что любое наше действие оставляет за собой кармическое «семя». Хотя образно мне больше нравится сравнение со «следом» или «отпечатком», поскольку, на мой взгляд, это наглаядней показывает что наше сознание непрерывно меняется. Как результат этих изменений и происходят различные дальнейшие события в жизни. Однако, сравнение с семенем хорошо отражает другой аспект понятия кармы. Для того, чтоб семя проросло необходимы условия: солнце, вода, земля, отсутствие вредителей и тому подобное. Так же и для раскрытия кармических семян необходимы определённые условия. Отсутствие или наличае таких условий также связано с кармой. Например, если в потоке нашего сознания есть кармическое семя быть обворованным потому что когда-то (может и в прошлой жизни) мы сами воровали, но в этой жизни мы давно поняли, что воровать нельзя и практикуем щедрость, кармическое семя воровства может долго не раскрыться, либо условия настолько смягчатся, что даже если нас обворуют, это ни на что особо не повлияет.

Карма в тибетском буддизме так же делится на «выбрасывающую» (throwing) и «завершённую» (compliting). Выбрасывающая карма обладает достаточной силой для того, чтоб перекинуться или даже повлиять на условия следующего перерождения. Завершённая же карма не обладает такой силой и либо открывается в этой жизни, либо так и остаётся не раскрытой или несущественной. Для того, чтоб карма обладала выбрасывающей силой, необходимо соблюдение черырёх условий:
— намерение совершить действие;
— должен присутствовать объект;
— совершение действия;
— результат совершённого действия, то есть действие должно быть завершено.

Например, мы задумали украсть книгу с учительского стола. Само намерение будет негативной завершённой кармой, у которой не будет достаточно энергии перекинуться или повлиять на условия в будущей жизни. Для создания такой мощи одного намерения недостаточно, должна быть ещё и книга на столе (объект), действие (то есть кража) должно быть совершено и ещё так же говорится о том, что мы должны испытывать удовлетворение и радость от того, что нам это удалось. Если хоть одно из условий не соблюдено, например мы украли книгу, но потом раскаялись, то карма остаётся «звершённой» и не становится «выбрасывающей».

Или другой пример. Мы случайно наступили на муравья и убили его. Даже если мы после заметили это действие и даже если мы не пожалели о нём, из-за отсутствия первого условия, то есть намерения, карма остаётся «завершённой», то есть не обладающей сверх силой «выбрасывания».

Интересно, что вера в карму является обязательным условием принятия Буддистского прибежища. То есть нельзя позиционировать себя как буддист, не разбираясь в точности понятия карма и не веря или сомневаясь в истинности этого понятия. Другим обязательным условием принятие прибежища является вера в существование сознания, которое не умирает после смерти физического тела.

Далай Лама как-то сказал, что если учёным удастся доказать несуществование сознания, буддисты будут вынуждены признать абсолютный крах всей своей философии.

В тибетском буддизме постоянно встречается понятие «карма в действии» и, на мой взгляд, разобравшись в этом понятии появляется более чёткое представление о таком фундаментальном понятии буддистской философии как причинно-следственные связи.
Попытаемся разобраться.

Насколько я понимаю, нельзя сказать, что что-то с нами случается, то есть сами события это и есть карма. Например: «почему украли мой телефон?» или «почему мой ребёнок меня покинул?» Если углубиться в суть понятия кармы, то, согласно буддизму, нельзя просто сказать «потому что это следствие твоих собственных поступков в прошлом». То есть судя по всему такое умозаключение будет весьма поверхностным. Нельзя сослаться на то, что «в прошлой жизни ты сам оставил своих родителей, потому в этой жизни испытываешь такое же». Особого практического смысла с психологической точки зрения в таких верованиях не будет.

Вспоминается история про одного маленького Ламу — перерожденца большого тибетского учителя. Как-то к нему подошла пара европейцев и в экстазе, наперебой начали рассказывать мальчику про то, как они только что окончили курсы по раскрытию третьего глаза и теперь чувствуют себя превосходно. Маленький Лама закричал: «И ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ С ВАШИМ ТРЕТЬИМ ГЛАЗОМ? ВЫ КАК-ТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЕГО, ЧТОБ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ИЛИ ВЫ ПРОСТО ЧЕРЕЗ НЕГО СМОТРИТЕ НА МИР?»

По-сути весь буддистский путь и философия направлены на то, чтоб «стать лучше» (to became a better person). Именно такой ответ чаще всего дают люди, приезжающие в махаянские монастыри на ретриты. А потому, конечно, идея кармы не может быть аналогична наказанию за что-то, чего ты даже не помнишь, когда совершал.

Поэтому в буддизме поясняется, что не сам факт того, что у вас украли кошелёк это ваша карма, а то, что вы от этого ощущаете чувство потери. Именно это ощущение само по себе и есть кармический отпечаток на вашем сознании.

Итак, действие бывает трёх уровней: физический, вербальный и мысленный. Но, по-сути это всё можно свести к одному только ментальному виду, поскольку два других всё равно совершаются как результат мыслей. Таким образом главным ментальным фактором, определяющим мотивацию, является намеренье. И как раз природа наших намерений и мотиваций и есть то, что называется кармой в действии. Когда мы говорим о причинах и следствиях мы всего лишь говорим о движении потока нашего сознания. И этот поток становится позитивным или негативным не по определению, а лишь по тому, к каким движениям или к каким другим ментальным факторам этот поток нас приводит, что мы в итоге ощущаем. Негативные и позитивные окраски здесь всего лишь указывают на то, заставляют ли последствия нас страдать или испытывать счастье. В учениях Шакьямуни Будды говорится, что такие ментальные факторы как злость, зависть, ревность, привязанность, вожделение и прочее приводят к страданиям, а значит определяются как «негативные». Доброта, щедрость, забота о других приводят к ощущению счастья, и определяются как «позитивные» для потока нашего сознания. Те или другие факторы появляются только в случае, если они нам на данный момент действительно присущи. Если наше сознание нейтрально, то любое движение намерения будет приводить к нейтральным результатам. И карма, как говорится, будет нейтральной.

Итак, именно характер движения нашего сознания, проявляющийся как намерения и мотивации и провоцируемые ими проявления различных ментальных факторов и определяет карму в движении, согласно понятиям тибетского буддизма.

P.S. Упражнение: в течении недели постарайтесь отмечать все приходящие чувства. Определяйте их суть — они физические или ментальные? Они приятные, неприятные или нейтральные? Постарайтесь различить причины возникновения ваших чувств. Постарайтесь проследить связи между чувствами и ментальными факторами, к которым они ведут. Таким как, например, страдания, привязанность, отвращение, желание помочь, любовь и прочее.

« »