« А Б »

«АБ» RSS

Как разрулить конфликт или облегчить тяжёлые отношения

Простой метод випассаны

…Это напоминает притчу об одном отшельнике, который во время медитации увидел перед собой ногу ягненка и захотел взять её, чтобы приготовить себе пищу. Но учитель посоветовал ему начертить крест на этой ноге, после чего отшельник обнаружил, что пометил крестом собственную грудь. Так же и здесь: вы думаете, что существует нечто вне вас и хотите напасть на него, сражаться с ним и победить. В большинстве случаев ненависть развивается именно так. Вас что-то разгневало и вы пытаетесь это уничтожить — и в то же время процесс этот оказывается саморазрушительным, обращается вовнутрь. Вам хочется убежать от него, но слишком поздно: ведь вы сами и есть этот гнев, поэтому бежать вам некуда. В результате вы неотступно преследуете сами себя, а это и есть развертывание сферы ада.

Из комментариев Франчески Фримантл и Чогьяма Трунгпы к Тибетской книге мёртвых.

Проблема в том, что мы отождествляем себя с эмоциями, вовлекаемся в них. Вовлечение в эмоции чаще всего происходит за счёт неспособности остановить поток мыслей, связанных с конфликтной ситуацией. Мы продолжаем и продолжаем разговаривать с источником раздражения и агрессии мысленно и таким образом только усиливаем свою вовлечённость.
Один из методов выхода из этого – разотождествление своего сознания с негативной эмоцией.
То есть нужно не думать, устремляясь вслед за мыслями, а наблюдать саму эмоцию.
Проще всего наблюдать эмоцию на физическом уровне, то есть сфокусироваться на ощущениях в теле. Обычно конфликт вызывает физические реакции – учащённое сердцебиение, тяжёлое дыхание, ощущение кома в горле. Задача в том, чтоб просто всё это наблюдать, не стараясь никак на это повлиять, то есть не замедлять дыхание, не пытаться как-то этим осознанно управлять.
Механизм в том, что когда мы начинаем наблюдать за физическими ощущениями в теле, они автоматически успокаиваются только лишь от факта самого наблюдения, без приложения усилий.

Вообще наблюдать эмоции очень полезно и увлекательно. Если появляется эмоция внутри, любая – позитивная или негативная, хорошо остановиться и понаблюдать за ней. Просто за самим ощущением, без мысленной оценки, без характеристик и без рационализаций, без попытки понять её источник. Просто чувствовать ощущение.Такая практика – один из ключей к способности тоньше чувствовать. Не путаться в эмоциях. И успокаивать сложные ситуации. И она работает.

Бардо Тодол. Тибетская книга мёртвых.
В буддизме говорится, что роли, отведённые людям в нашей жизни – краткосрочны. Так, уже в течении этой жизни друг может стать врагом, а враг другом. В следующей жизни мама может стать супругом, а супруг братом (при определённых обстоятельствах). Брат может быть случайным прохожим и наоборот. Таким образом буддизм учит не привязываться к конкретным образам и не чувствовать к ним неприязни. Глубоко внутри все живые существа имеют единую природу.

В Тибетской книге мёртвых описано состояние Бардо – состояние, в которое сознание попадает на 49 дней после смерти. В книге отражены видения, переживания, подстерегающие опасности, которые ждут индивидуума после смерти. Однако ценность этой книги не столько в её эзотерическом смысле, сколько в том, что описание состояний Бардо лишь проекция того, что происходит с человеком в течении его жизни. Упрощённо говоря, в жизни нам даётся шанс проработать негативные тенденции нашего сознания, которые приводят нас самих и окружающих нас людей к страданиям.
Это не значит, что мы должны подавлять или искоренять эмоции. Но способность их распознавать, наблюдать и отделять от себя трансформирует жизненную трагедию в мудрость бытия.

Карл Юнг писал, что многие свои инсайты он получил благодаря изучению Тибетской книги мёртвых.

Любой человек, входящий в соприкосновение с этим учением — даже если его ум не открыт и подвержен сомнениям — получит внезапную вспышку просветления благодаря силе передачи, которая заключена в этих сокровищах-термах.

Чогьям Трунгпа Ринпоче

Тем, кто далёк от тантрических практик и буддистской иконографии рекомендую ознакомиться с текстом книги с комментариямиФранчески Фримантл и Чогьяма Трунгпы.

« »