« А Б »

«АБ» RSS

Люди и желания

Когда в жизни главенствуют желания, есть только хочу: вещь, человека, поездки, отношения. Внимание. Занятия спортом. Или вечеринки. Или режим. Или наркотики. Состояния сознания. Одержимость практиками или обучение наукам. Если желания не осуществляются, или появляется в зоне влияния кто-то со своими желаниями, возникает конфликт. Иногда другой просто слабее и в счёт не берётся. Если силы примерно равны, то будет битва. При появлении объекта явно сильнее – капитуляция, а если капитулироваться некуда, то неприязнь. Персонаж, для которого желания впереди, вряд ли смирится с поражением. Он будет об этом долго помнить, либо ждать и пытаться перетянуть, тогда конфликт обостряется.

Когда главное в жизни – люди, это ещё не обязательно буддизм. Природное качество часто неосознанно. Здесь важно не что и где, а с кем. Например, в путешествие не важно куда. В бар не важно, какой. В кино не важно о чём.
Я никогда не встречала длительного партнёрства между двумя первыми. Их слишком раздражает собственное отражение друг в друге. Если существа разумные и воспитанные, может быть дружба, даже искреннее уважение, если интересы и границы влияния не пересекаются. Союзов между первым и вторым много. Но в этом случае ненасытность первого растёт, а второй, часто подсознательно понимает, что находится в постоянном подавлении. Он чувствует, что всё сводится к потаканию, как бы хорошо завуалировано (напускная забота, мелкие уступки, с женской стороны часто кудахтанье о здоровье, приготовление еды и много, много другого) это не было. И делает слабые безуспешные попытки изменить настрой первого и отношения, но идиллии не получается.
Потому что изменить первых невозможно. Можно ими манипулировать, если работает смекалка, можно обманывать, если это не претит вашей морали, можно пробовать чем-то увлечь так, чтоб они направили свою сокрушительную ненасытность в хотя бы интересное русло, но мало у кого достаточно опыта, чтоб такое вытворять.

Йога учит, что индивид, развивший в себе понимание собственной пустотности, прибывая в дуальном мире, должен действовать согласно обстоятельствам. Это значит, что его действия не будут обусловлены желанием или эмоциями. Лучше всего вообще не иметь никакой картины своей жизни, отношений, связей и прочего. Но до какого предела тогда уступать тем, кто одержим желаниями?

Если посмотреть, всегда можно увидеть логику вещей. Иногда логично уступить просто потому, что много других обстоятельств в данной ситуации говорят о верности такого решения. Если логика ситуации говорит о другом, то уступать будет лишь значить взращивать эго другого.
Логика вещей в дуальном мире существует. И чаще всего её не так сложно обнаружить. Это может быть и чаще всего бывает в семейно-дружеских отношениях — долг. Или чисто по-человечески (например, если кто-то умирает). Может быть, у вас чего-то очень много, а у него никогда не было, ну и так далее. Хотя часто, если вы сами человек желания, обстоятельств вы можете и не видеть. И вообще ничего, кроме желания не видеть. И даже если вся Вселенная противостоит, вы всё равно будете толкать свою картину развития событий. И тогда обычно вселенная сталкивает двух или нескольких таких баранов лбами (желаниями, проекциями, картинами мира) и кому-то приходится больно. Логика вещей существует независимо от того, способны ли мы её видеть, или нет.

Анатман.
В буддистской философии существует понятие анатман – отсутствие индивидуальной души. Когда в практике Махамудры – осознанности в моменте появляется ощущение собственной внутренней пустотности, начинаешь понимать, что точно такая же пустотность – изначальная природа всех живых существ. Без мыслей, планов, систем отношений, поступков и картин мира. То есть смотришь, например, на прохожих, и видишь во всех эту, точно такую же как и в тебе самом, природу. Это моментная доброта в маньяке, улыбка на лице мясника, прижимающего к груди своего ребёнка, это когда все смеются в компании и двое обнимаются на улице. Характеры, мысли, поступки, желания или привязанность — детали дуальности. Продукты ума, мыслеобразы, концепции и нагромождения. Ничего этого в изначальной внутренней единой природе, с которой рождаются и умирают, нет.

Практика.
Мои буддистские учителя приучили меня к тому, что если появляется вопрос , то не нужно задавать его сразу. Подождать хотя бы несколько дней. Как правило, за эти дни ответ становится очевидным. Так развивается способность общения со Вселенной. И как бонус – внутренняя сила. Например, когда к тебе на пляже подходят надоедливые торговцы, можно попросить их уйти. А можно отработать выразительный, например, жест рукой. Когда это начнёт срабатывать, можно развить внутренний жест, без помощи слов или тела. То есть внутренним усилием их не подпустить. Далее можно таким же внутренним усилием, если эмоции и желания тобой не владеют, вызывать или останавливать события, ситуации или людей в своей жизни в зависимости от обстоятельств и логики вещей. Решать проблемы молча (когда проблема как бы решается сама собой, но это лишь видимость, потому что было приложено к её разрешению внутреннее усилие). Никогда никого ни о чём не просить, потому что если опереться не на желания и страсти, а на логику вещей, то всё будет появляться и предлагаться само.

Иногда встречаются люди, рядом с которыми вдруг находишь ответы на все вопросы.
Это крутые учителя.
Они умеют внутренним усилием объяснять. Но и это не сверхспособность. Это тоже можно развить.

« »