« А Б »

«АБ» RSS

Osel Hita Torres – Lama Tenzin Osel Rinpoche

«Тулку — В соответствии с учением о Трёх телах Будды (трикая), нирманакая (тиб. – тулку) — это физическое, человеческое тело Будды. Здесь «Будда» — это не исторический персонаж, а качественная характеристика всякого просветленного существа, «пробужденный». Таким образом, нирманакая — это не последовательные «перерождения» некоего будды, а проявления внеличностного абсолютно развитого совершенного потенциала ума в виде физической формы».

Википедия

 

Об Оселе Хита я впервые услышала в монастыре Копан в Непале. Наш Учитель Тубтен Гьятсо в какой-то из дней сказал, что 270 человек – иностранных студентов монастыря накопили «небеса позитивной кармы», потому что сам Осел приезжает в Копан и даже согласился перед нами выступить.

Осел Хита – пятый сын испанцев Марии Торрес и Франциско Хита, первый европеец, официально признанный реинкорнацией тибетского Ламы. А в даном случае не просто Ламы, а одного из самых больших буддистских духовных Мастеров – Ламы Еше, основателя движения ФПМТ, занятого продвижением буддизма традиции Махаяны на Запад.

Говорят, перед своим уходом из Мира, Лама Еше посетил своих учеников в ФПМТ центре Испании, где сказал будущим родителям Осела, что вероятно, вернётся к ним. Просветлённые существа — Бодхисаттвы принимают обет всегда возвращаться в Самсару, дабы помогать всем живущим на пути избавления от страданий к абсолютному счастью. Но ни разу ещё до этого тибетский монах не смотрел на Запад как на возможное место перерождения.

Сначала я, признаться, скептически отнеслась к предстоящей встрече. Думала, что ребёнок, почитаемый с годовалого возраста всеми вокруг как великий Лама, вряд ли может в свои 27 лет меня заинтересовать. Но ошиблась.

Перед западной аудиторией взрослых, в основном хорошо образованных, обеспеченных западных людей, многие из которых буддизм изучают не первый год, Осел вёл себя уверенно, открыто и очень откровенно. Говорят, строгое соблюдение обета «не лгать» приводит к тому, что уже в этой жизни все начинают вдруг к тебе прислушиваться. А в следующей, обеспечено блестящее ораторское искусство. Выступая перед нами Осел не учил, но делился опытом. Историей своей жизни.

А жизнь ему выпала не простая. У Буддистов существует целая система поиска тулку. Уходя, Мастер оставляет ключи – подсказки, касаемые места и времени своего перерождения. Считается, что один из первых признаков прихода сильного практика – безболезненное и быстрое рождение, не приносящее страданий матери. Но помимо этого, найденный ребёнок – кандидат проходит несколько ступеней проверки: это и совпадение всех знаков, и правильный выбор ребёнком предлагаемых вещей, среди которых личные вещи ушедшего Ламы. Другие Ламы видят ребёнка во сне. Последний этап – официальное признание кандидата Далай Ламой. Осел Хита получил это признание в возрасте 14 месяцев. Я помню, как ещё 4 года назад в Северной Индии, в монастыре Тушита Учитель рассказывал нам про белого мальчика 3-4-ёх лет, с лёгкостью проводившего сложные буддистские обряды, которые даже взрослые монахи разучивают с трудом. Это был маленький Осел.

В шесть лет он был отдан на воспитание в Сера Монастырь в Южной Индии, где провёл следующие 11 лет. Буддистское сообщество строило на его счёт большие планы, ожидалось, что он возглавит огромное уже на тот момент движение ФПМТ. Он же, в 6 лет ставший монахом и отказавшись от всего того, чего он даже не знал, ближе к подростковому возрасту начал задавать себе вопросы. И к 16-ти годам принял очень взрослое и тяжёлое решение – разорвать ожидаемый миллионами ход вещей и пойти своей дорогой.

В 18 лет, не закончив своего монашеского обучения, Тензин Осел Ринпоче уехал навестить родителей на Ибицу и обратно уже не вернулся. Он снял монашеское одеяние и запретил называть себя Ламой. Отныне он – Осел Хита Торрес, для близких – Оз.

Смелый поступок. Давление на мальчика после принятия этого решения было колоссальным. Поддержала мама. Для того ли Лама Еше принял решение прийдти на Запад, чтоб снова пройти дорогой, которой он шёл не одно перерождение – дорогой тибетского монаха? Почему буддистское сообщество, пропогандирующее «не привязанность» не захотело понять и отпустить ребёнка, которого в своё время отпустили к ним западные родители? Осел чувствовал, что у него свой путь.

Осел Хита отучился на режиссёра документального кино и прошлым летом снял свой первый фильм. Фильм, премьеру которого он устроил для нас в один из следующих дней в Копане, по уровню «мастерства» напомнил мне мои собственныe работы нескольких лет назад. Тема фильма – проект системы образования для детей, разработанный ФПМТ, а также рассказ про основателя движения – Ламу Еше. Этот фильм, похоже, стал первым официальным мостом между Оселом и буддистским сообществом и началом сознательного возвращения молодого тулку к махаянской традиции. А его выступление в Копане стало одним из первых публичных выступлений за долгие годы.

В начале этого года, после визита в Копан, Осел отправился в Сера Монастырь на несколько месяцев – снова изучать Лам Рим. Обещал грядущим ноябрём вернуться в Копан на весь традиционный месячный Лам Рим ретрит, чтобы попытаться помочь Тубтену Гьятсо объяснять некоторые темы студентам и, тем самым, лучше их усвоить самому.

А на Кумба Меле, впервые в жизни, у меня начали возникать сомнения в моей практике. Признаться, над историей Осела я не переставала думать несколько месяцев. Думала я о том, что если он – проявление просветлённого сознания здесь, — а я чувствую что это так, то сколько же ему пришлось пройти до того, чтобы он, наконец, понял, что путь Махаянской традиции, путь Бодхисаттвы, вероятно его Путь.

Он, много веков осознанный. Много жизней просветлённый. Он – великий практик в своём прошлом, уж точно накопивший те самые «небеса заслуг и позитивной кармы». И как не прост был его путь все эти 27 лет. Вся его фигура говорит о том, что он не был счастлив. Говорит о том, что было тяжело. Что страдания его также сильны, как его взгляд. Так же светлы, как его лицо. Так же тихи, как та тишина, что мгновенно возникает в огромной, наполненной людьми Гомпой, когда он начинает говорить.

Сейчас он сам не знает кто он. Говорит, что – в пути. Опасается делать заявлений. К каждой утвердительной фразе обычно добавляет, что это он сейчас так думает, и что завтра это может измениться. На его лице – отпечатки непрерывной внутренней работы. Всё его существо ощущается как Луч Света, что по-тибетски – ОСЕЛ.

Внизу, в городе, на одной из пыльных улиц Катманду района Бодханат, несколько недель спустя после того как я уехала из монастыря, мы с Ёстом выходили из магазинчика мобильных телефонов, где купили местную симку. Я начала рассказывать Ёсту, что Осел говорил о том, что влияние волн от мобильных телефонов на мозг так до конца и не изучено. На этом моменте рядом с нами остановился микроавтобус, в метре от меня открылась дверь и из неё вышел Осел Хита. «Хееей» — крикнул он мне, мы обнялись, я познакомила его с Ёстом. Он что-то купил, тепло попрощался и уехал в Гималайские пещеры Миларепы.

На Кумба Меле я спросила у Пайлота Бабы – может ли Бодхисаттва в одном из перерождений оступится и снова погрязнуть с головой в болоте Самсары.
Пайлот Баба ответил мне, что если кто-то стал Бодхисаттвой, это лишь значит, что он воссоединился со своей изначальной природой. И что обратного пути
оттуда
        больше
                  быть
                        не может.

P.S.: если кто вдруг изучает английский дома, например. Или просто вдохновится этой историей так же, как я – можно сделать русские субтитры к видео. И, вероятно, кто-то другой будет вам благодарен.

Осел на фэйсбуке: https://www.facebook.com/TenzinOselHita

« »