« А Б »

«АБ» RSS

Kumbha Mela 2013

Город палаточных дворцов, украшенных разноцветными мигающими гирляндами, в пустыне ощущается как полное безумие. По внешнему виду это что-то между рождественским двором европейского рабочего класса и стоянкой бедуинов. Картонный Лас Вегас. Транс-пати от индийских дизайнеров. За месяц в пустыне, словно мираж, вырастает целый город . С питьевой водой из водопровода, европейскими туалетами, скульптурами, электричеством, интернетом и даже 3D-кинотеатром. А через месяц от него не остаётся здесь ничего. Палаточность происходящего словно напоминает непостоянство бытия. Вот он священный момент, когда, кажется, что есть всё: жизнь, комфорт, отношения, вещи. А в следующем моменте всё это, как туманная иллюзия, растворяется в облаке пыли.

Вообще параллелей с транс-пати много. Бессчётные лагеря – стоянки, в каждом из которых накормят, напоят, накурят и откроют тайны мироздания. Ужасный высокочастотный звук из динамиков в каждом лагере, духовный танцпол аарти и пудж высокими индийскими голосами. Ни минуты тишины, что и не удивительно на фесте, проходимостью в 100 миллионов человек, даже если все 100 миллионов – практикующие духовные практики. Кумба Мела — самый крупный вегетарианский безалкогольный фестиваль в истории человечества. Это вообще самое массовое собрание людей в истории. Маха Кумба Мела случается раз в 12 лет у города Аллахабада – в месте слияния трёх священных рек – Ганги, Ямуны и Сарасвати. Фестиваль проходит во время определённого, очень редкого расположения планет в космосе и ради такого события отшельники, медетирующие годами в горных пещерах, спускаются для совершения ритуального омовения в водах реки Ганги. Считается, что в это время и в этом месте вероятность отмыться от негативной кармы достигает одной из самых высоких точек.

На Кумба Меле мы поселились в лагере Пайлота Бабы. К сожалению, о Бабаджи я знаю немногим больше, чем интернет, и не могу ничего рассказать, чтоб не перепутать факты. Но мои друзья его любят и ценят, и, к тому же, его лагерь был вообще единственным, который удалось найти в интернете, вписывающий странников на некоммерческой основе. Уже по прибытию на фестиваль стало понятно, что вписаться там куда угодно не сложно, но у Пайлота Бабы мы прижились, могли не беспокоиться за вещи, качество еды и воды. Тёплый приём и в целом добрая атмосфера лагеря принесли ощущение дома на теперь уже две с половиной недели.

Священный город Аллахабад – одно из самых тоскливых мест на Земле. Хуже, пожалуй, может быть только Горакхпур и Бенгалоре. Вообще, любой крупный и не очень город в Индии – место не из приятных. Ёсту нужен был вайфай и мы поселились в одном из самых дорогих отелей города на одну ночь. Одно из тех мест, где человек специально стоит у двери круглосуточно, чтоб её открывать. Где персонал вскакивает со стула при твоём появлении, и где в ресторане чашка утреннего лимонного чая соберёт вокруг 5 разного назначения людей.
Сервис – поддержание в человеке иллюзии собственной важности за деньги. «Я важный. И здесь ВСЕ это понимают». А ведь кто-то привык так думать всерьёз, с детства селясь в подобных местах, «выбирая сервис». Атмосфера глубокой болезни паразитического характера. Редкая возможность оценить то, что не был рождён богатым.
Каково это – родиться индусом в Аллахабаде? Постоянный нойз, маленькие грязные лавочки, огромные толпы не очень смышлённых людей, у которых нет ни малейшей возможности всесторонне развиваться. Ощущение мух, пыли, душного полдня и глубокой совковой тоски.

Возвращаясь на Кумба Мелу, придётся вернуться к теме Guru Devotion, о которой я уже столько писала, говорила и думала. Этот вопрос выстроил целую сеть рационализаций в моей голове, но так и не был принят. С одной стороны все религиозные течения, встречаемые мной, отмечают высокую важность «поклонения и полной отдачи» гуру. С другой, я никак не могу отделаться от ощущения рабской психологии, отдыхающей в корнях этой идеи. Кумба Мела – это центр цветения Guru Devotion. Огромная ярмарка всевозможных Гур (кстати, слово «мела» так и переводится — ярмарка, несмотря на то, что здесь почти ничего не продают). Каждый кемпинг – презентация того или иного Гуру. Некоторые кемпинги оформлены очень круто, с целыми залами, выставками, движущимися куклами, объясняющими смысл учения Гуру. У ворот лагеря как правило кто-нибудь встречает, проводит экскурсию, всё объясняет и в конце предлагает литературу и кормит сладостями. В одном из кэмпов нам даже показали кино в палатке, организованной под 3D-кинотеатр. Анимационный фильм на английском представлял технику медитации, практикующую представленной школой. Иметь белых последователей среди индийских Гур считается престижно.

Так, каждый Гуру приезжает и строет себе один из тех палаточных дворцов, садится на трон и начинает учить. Я не возражаю против дворцов, тронов и лекций, если это кому-то помогает. Мне лишь непонятен смысл огромных баннеров, плакатов и прочего с изоброжением одного человека в разных позах и ситуациях. Поклонение кому бы то ни было – глубоко личное дело каждого. Но агрессивная самореклама как форма навязывания вызывает отторжение. И чем больше мне говорят о важности Guru devotion, тем больше я хочу принимать целое Мироздание за своего коренного Гуру. И этот главный и единственный Гуру учит через места, в которых оказываешься, людей, с которыми пересекаешься, ситуации, в которые попадаешь, книги, которые появляются. Этот Гуру скромен настолько, что невозможно найти ни одной его фотографии нигде. Но, если не шуметь, то можно слышать его дыхание повсюду.
Научиться одинаково глубоко.
Уважать.
Всех своих учителей, а только из них и состоит этот Мир.
И не должно, не может быть дискриминации в сознании.
Нельзя дискриминировать между живыми созданиями ни в плюс, ни в минус.
Никогда.

На ритуальное омовение к Ганге все Гуру ехали на тракторах с телегами, оформленными в виде тронов. Телеги с Гуру окружала паства, далеко не всегда проявляющая миролюбивые свойства. Впереди некоторых тракторов шли самые фанатичные «преданные», крича и грубо расталкивая всех, кто на пути. С вышки это выглядело как столкновение ментов с протестующими на акции, внутри толпы стало понятно, каким образом на прошлой Кумба Меле раздавило 39 человек. В это время Гуру махали всем со своих тронов руками, окружённые банерами и растяжками, с изображением собственных увеличенных лиц и рук.
«Хара Хара Махадэв!»

Как на любой психоделической пати, есть на Кумба Меле и свои фрики, развивающие тяжесть происходящего своим юмором и внезапностью, и возвращающие к пониманию, что всё происходящее не более, чем шутка. Сразу отмечу, что я не знаю ровным счётом ничего об этих персонажах. А потому их описание, как, впрочем, и весь этот пост – лишь личностная грань одного восприятия.

На первое королевское омовение 14 января мы всем лагерем вышли в 4.30 утра. До места слияния рек идти было 2 километра и это оказалось целым путешествием. Где-то с начала пути и фрагментарно на его продолжении нам встречалась группа одних и тех же воинственных бабушек. Думаю, это что-то типа феминистского спиритуального революционного движения и Гуру у них, конечно, тоже бабушка. Они то появлялись, то исчезали в тумане, передвигались всегда бегом, громко голося мантры. Бабушки были слегка обмотаны оранжевыми покрывалами и казались очень жизнеутверждающими. В Гангу они тоже попрыгали с разбегу, шумно и после омовения также вместе убежали в туман.

Если бабушки появлялись переодически где-то рядом, то Наги имели ураганное свойство врываться в центр личного пространства. Я не уверена, что этих саддху называют Наги, но, кажется, где-то я это слышала. Могу ошибаться. Так вот они, кажется, на Кумба Меле самые святые. Потому что их строй первым побежал на омовение, в то время, как все Гуру на своих тележных тронах были вынуждены ждать 2 часа, пока эти голые, обмазанные пеплом дядьки с дредами в бородах, попрыгают в Гангу. Наги имеют торнадические свойства, передвигаясь небольшими, по 8 – 10 человек группами, всегда бегом и с резкими криками. Обычно бегут посреди дороги так, что все должны расступаться в стороны. Они могут, например, ворваться в самый центр священной церемонии, развести свой костёр и раскурить огромный косяк посредине. Громко разговаривать, смеяться и вообще вести себя очень бесцеремонно. Ещё иногда они сажают одного из них в маленькие носилки из бамбука и носятся с ним, врываясь в толпы прохожих. Они всегда очень внезапно появляются из тишины и вгоняют всех вокруг в парализующий ужас кролика, увидившего кобру. Думаю, это впечатление всегда поверхностно, в итоге никакого насилия с их стороны я не видела. Эти персонажи – как громкая хлопушка над ухом слишком погрузившегося в свои мысли. Как свежий порыв ветра, напоминающего, что как бы глубоки мысли не были – это всего лишь очередные концепции и нагромождения. Карточный домик, который только трёхмерная форма, скаладывающаяся в плоскость от одного щелчка.

« »