« А Б »

«АБ» RSS

Копан. Год второй. Часть 1

Начало

9 ноября

Странно работают механизмы сознания. Незаметно. Можно очень долго думать, что ничего не происходит и вдруг, в несколько дней осознать, как много всего произошло.

В прошлом году, по окончании месячного Лам Рим ретрита в монастыре, я была близка к принятию буддизма. Остановили обязательства. Принятие прибежища — это обязательства ежедневно практиковать. Тогда решила, если смогу год практиковать без обязательств, то вернусь.

Год практик был позади и решение утвердилось. Однако, даже после года практик казалось, что в сознании не осталось ничего от Лам Рима. Практики продолжались, но старый образ мышления к концу года, казалось, вернулся на прежнее место, было непонятно, что практики эти принесли.

Понятно стало после пары дней в монастыре. Внезапно весь Лам Рим внутри вернулся и расставил всё по местам, как будто и никуда не уезжало. Думаю, это и был результат годичных практик — в два всего лишь дня всё вернулось, и вход в новый ретрит был не с нуля, а, очевидно, с того момента, на котором он завершился. То есть год практик принёс если не прогресс, то удержание какого-то минимального уровня.

12 ноября, день второй

Любовь — это состояние сознания. Любовь не может зависеть от внешних факторов, места, времени, других людей или существ. Никто и ничто извне не может принести состояние истинного счастья. Внешние факторы могут лишь временно отвлечь от неудовлетворённости и будут отвлекать до тех пор, пока чувство новизны ещё живо.

Наркоманы — люди, стремящиеся временно отвлекающие факторы выстроить в непрерывную линию счастья. Это невозможно.

Революция сознания — это изменение образа мыслей и мотиваций. Разрушение эгоизма и Эго и культивация альтруизма. Это коренное изменение личности одно лишь способно изменить механизмы системы и взаимоотношений в обществе. И это единственная революция в которой я вижу смысл. Внешняя смена власти и даже системы — лишь смена лиц в одной и той же истории. Буддистские учителя не верят в политику. Они верят в образование.

Два основных направления развития личности в тибетском буддизме традиции Махаяны — мораль и концентрация. В указанном порядке.

15 ноября, день пятый

Фанатизм и обсессии меня больше не донимают. Кажется, они умерли. Сознание отдыхает. Лишь тонкий голос эгоизма, принявший эти смерти на свой счёт, тихим ультразвуком на фоне. Когда-нибудь придёт и его черёд.

«ups» and «downs» — естественные проявления работы человеческой психики. Если не предавать значения эйфорийным состояниям, то и депрессивные станут не так заметны. Привязанность к этим скачкам, эмоциям, людям, вещам — процессы естественные психике и грубо материальному физическому миру, который оставляет тяжёлые отпечатки на мире тонко духовном.

Скука — одна из главных причин привязанности к эмоционально-физическим американским горкам.

Сознание — пульсация, проявляющаяся от момента к моменту. Всё остальное — иллюзорный спутанный клубок критицизма и суждений.

18 ноября, день восьмой

Совершенно не понимаю в этом году Учителя Гьятсо. То ли акцент, то ли терминология, то ли дело во мне. Теряю концентрацию на лекциях каждые пять минут. Лекции не приносят почти ничего. Медитации очень мало. В этом году Копан для меня — это люди. Удивительное собрание индивидов со всего Мира и каждый разговор — по делу. Каждая мысль — вглубь.

Но и здесь танец на краю. Слишком много внимания. Решила повесить ленточку молчания и уйти в сухую голодовку, а также пересесть на другую сторону Гомпы.

Дискуссионная группа, как и в прошлом году — волшебна. 13 человек как одна семья, как старые друзья, как будто знакомы всю жизнь. Кармические связи. Сегодня в группе всплыл тот самый единственный вопрос о прибежище, который всё ещё не разрешён для меня.

Родившись в определённой стране и культурной традиции — не есть ли задача пройти через именно эту конкретную традицию до конца, вместо того, чтоб, окунувшись в другую культуру, переживать осколки непонимания и тревоги дома?

В моей дискуссионной группе 13 человек. Две австралийки, одна из них — монах. Американка, живущая много лет в Непале, сотрудник американского посольства. Два голландца, один из которых много лет путешествует по Азии. Шотландка, живущая в Бали, много лет изучает индуизм и Веды. Немка и немец, немка собирается переезжать в Индонезию. Малайзийка. Китаянка, живущая всю жизнь в Лондоне. Вьетнамец, с детства живущий в Канаде. Мексиканец, живущий в Копенгагене. О каких именно культурных традициях идёт речь?

На редкость тёплый для этого времени года закат покрыл Гималаи глубоко оранжевым. Этот год гораздо мягче по всем критериям. Вроде бы всё как всегда, и все — улыбаются. Вроде и никуда не уезжал. В монастыре как дома. В монастыре — дома.

19 ноября, день девятый

Кенринпоче Геше Чёни — аббат Копана, тебетец, монах с девятилетнего возраста. Высокообразован, отлично говорит по-английски. «Fully ordained monk» — значит монах, принявший все обеты, всего их, кажется, больше трёхсот. Человек, отказавшийся от всего и живущий в чистейшей морали, в монастыре. Много шутит и смеётся. На вопрос «что из учений Будды вам нравится больше всего?» отвечает: «Enjoy your life!».

«Сознание может находится в позитивном, негативном или нейтральном состоянии. Оно не может прибывать одновременно на 70% в позитивном и 30% негативном. Негативная карма открывается только когда сознание находится в негативном состоянии», — Тубтен Гьятсо, наш Учитель.

«If you can’t understand something, don’t judge. Put it on hold» — он же.

21 ноября, день одиннадцатый

Не ела двое суток и не пила почти столько же. Кажется, пришло ощущение Сознания и его природы. Очень тонкое, едва уловимое, но с тенденцией усиливаться и расширяться, как космос. Такие знакомые и постоянно маячащие концепции вдруг обретают смысл.

Сознание и активность мозга — разные субстанции. Сознание всегда чисто и спокойно, едва уловимо. В то время как мозг, бешеная обезьяна, никогда не останавливается.

В Сознании нет «было» и «потом», нет мыслей, нет людей, нет эгоизма, нет постоянной жажды и рысканья. Сознание лишь бытие от момента к моменту.

23 ноября, день тринадцатый

Много всего произошло. Концентрируюсь на идее кармы. Не подгоняю события, людей, встречи, перемещения. Плыву в потоке и общаюсь только с теми, с кем по пути. Некоторые думают, что это слишком. И, кажется, обижаются.

Тема Guru devotion. Одна из самых непростых для меня в Буддизме.

Говорили, что отдать жизнь полностью на усмотрение Гуру никто не готов. А потом про жёсткость западного мировоззрения. Западному человеку не легко расслабиться, отпустить контроль, положиться на кого-то, даже если доверяешь. Эгоистичное воспитание лидерства и индивидуализма делает идею guru devotoin неприемлемой для европейцев. Подумалось о парной акробатике, которую мы тут начали практиковать с одним акробатом. Очень травматичный вид спорта, когда нужно доверять партнёру абсолютно, чтоб хоть что-то получилось. Во второй части Лам Рима описана абсолютная податливость тела, которая возникает при достижении определённого уровня концентрации. Это и есть то расслабление, которому так настойчиво учит Восток и которое так инородно Западу.

Renunsiation — по-моему, моя единственная дорога. Глубокий личностный отказ от вообще всего. Всего для себя. Это — моя высшая тантра, к началу практики которой придётся хорошо подготовиться.

Mind — то осознанное ощущение момента в медитации. Чем больше его развивать посредством медитации на концентрацию, тем оно становится сильнее. Эгоизм — производная мозга и прыгающих мыслей тогда уходит на задние планы, на переднем выступает крепнущее Сознание.

Хавьер показал мне искренность порыва. И ещё то, что я всегда думаю об обстоятельствах. Иногда порывы сильны и неуправляемы. Но их разрез в моменте и есть производная сознания.

— Почему ты приехал в Копан?
— Просто услышал о курсе и сразу понял, что надо ехать. У меня часто так.

Хорошо, что встречаются люди, показывающие другую природу. Открывающие всё те же горы и небо, которые точно так же окружают тебя, как и их.

25 ноября, день пятнадцатый

Середина. Интенсивность набрала обороты, но на этот раз всё вполне контролируемо.

Результат годичных практик? В этом году молчание неприоритетно. Наоборот. Сильное ощущение того, что я здесь — для людей и общение — одна из главных практик пути. Видеть, что происходит в близлежащих мирах и посильно помогать. Или не мешать.

Группа сплотилась. Внутренняя жизнь и отношения замкнутого большого коллектива. Многие страдают внутренней борьбой. Я лишь желаю, чтоб никто не уехал. Чтоб все остались в пути. Почти не слушаю на лекциях, не могу сосредоточиться на Учителе, больше особо и не пытаюсь. Но от этого не страдаю. Этот год о людях. 250 человек и все постоянно обсуждают Буддизм. И уже не важно, кто «за» и кто «против», главное все остаются в теме.

Стало ясно, какие практики должны стать приоритетными в следующем году, на чём расставлять акценты.

В предыдущие дни виделась с признанной реинкарнацией Ламы Еше — Ösel Hita. Ösel — испанец, 27-ми лет. С 6 до 17 лет рос и учился в монастыре в южной Индии, был монахом. Сейчас живёт обычной жизнью, учится на режиссёра-документалиста. Но о нём позже. Виделись с двумя другими реинкарнацированными ламами — детьми. Одному 8, другому 15, оба тибетцы, монахи, живут в Копане. Оба сказали, что их любимый предмет в школе — наука)) А старший в какой-то момент окинул группу взглядом и сказал: «Вам, наверное, очень тяжело сидеть постоянно на полу». Удивительная чувствительность для 15-ти летнего подростка.

Монахи, приведённые в монастырь родителями в детстве, могут позже отказаться от монашества и при наличие финансовой поддержки, уйти в Мир. Пятнадцатилетний лама на вопрос, останется ли он монахом, не задумываясь ответил — да. Всегда буду монахом.

Маленький Лама – реинкарнация монаха, жившего в Копане. Он родился в Солу Кумбу и в 3 или 4 года заявил родителям, что в прошлой жизни он был монахом и жил в Копане. Родители привезли его в монастырь, и он сразу провёл их в комнату умершего монаха и сказал, что это была его комната. Четырёхлетний ребёнок, впервые прибывший в огромный монастырь. Мальчик сказал, что хочет и теперь быть монахом и остался жить в монастыре в всё той же комнате.

А я всё думаю — как это — воспитываться в монастыре. И ещё интересно, многие бы западные родители сразу всерьёз отреагировали на заявление трёхлетнего ребёнка о желании быть монахом?

P.S. А тем временем мои друзья дорогие отправились не в ЮА, а в ЮВА)) чему я очень рада, поскольку увижу их уже через неделю или около того! Их истории здесь.

..продолжение будет.

« »