« А Б »

«АБ» RSS

M&M. Игорь Фаткин: Бизнес – чуждое для меня слово

В проекте M&M «АБ» начинает исследовать малый и молодой бизнес Рязани. Мы хотим знать: кто, почему и как становится предпринимателем в нашем городе. Первым на эти вопросы ответил фотограф Игорь Фаткин. А мы проиллюстрировали их фотографиями с его сайта

Бизнес – чуждое для меня слово. Я просто занимаюсь тем, что мне нравится. Никогда особенно не ощущал себя бизнесменом, хотя почти всегда работал сам по себе. И для меня это настолько естественно, что я себя по-другому и не представляю. Наверное, бизнесмен – это нечто более организованное, скажем так. А я организую свою работу иной раз довольно спонтанно.

Я просыпаюсь утром и, если у меня в этот день нет никаких встреч и съемок, сажусь за обработку материала. Что обрабатывать у меня всегда есть. И это меня даже гнетет: я не всегда успеваю справляться с тем потоком, который на меня обрушивается.  А иногда я просыпаюсь и мне неохота ничего делать. Тогда я понимаю, что мне надо на какое-то время переключиться и занимаюсь иными делами. Поэтому и говорю, что бизнесмен в классическом понимании этого слова более организован, чем я.

По найму я работал около года. На работе с постоянным графиком, регламентом – в магазине электронной техники. И это не моя тема – людям что-то впаривать. Я себя сразу чувствую продавцом Гербалайфа – очень глупо, короче.  Ну и работать по графику тяжело.

И это не моя тема – людям что-то впаривать. Я себя сразу чувствую продавцом Гербалайфа – очень глупо, короче.

До недавнего времени я в основном занимался свадебными съемками и репортажами. Репортаж, хоть и является одним из моих самых любимых жанров, не востребован у заказчиков. В Рязани ни у кого практически нет потребности в покупке хорошего качественного репортажного материала. По моим наблюдениям, сейчас  часто съемками репортажей в городе занимаются люди, которые не всегда это хорошо делают. Главным критерием при решении заказчиком вопроса о том, кого нанять, является цена услуги. Я не готов делать какие-то скидки, работать за копейки, мне проще сделать что-то бесплатно, если это действительно интересно.

Свадебная съемка мне как вид работы не очень нравится. Очень много зависит от пары, с которой ты работаешь.  Сейчас, если я соглашаюсь на свадьбу, стараюсь выбирать людей, с которыми мне будет комфортно. В противном случае результат не устроит ни их, ни меня. Зачем тогда все это затевать?

Сейчас я больше занимаюсь рекламной съемкой и панорамной съемкой.  Снимать панорамы в Рязани начал первый не я, а еще какой-то парень. Но он быстро слился, а я стараюсь эту тему продвигать, развивать, чтобы она была на слуху. Это интересно и информативно, это прикольно смотрится. И в какой-то степени  тяжело хорошо эту работу сделать, нужны реальные навыки и умения, а не мифический «творческий взгляд художника» — для меня это вызов в какой-то степени. Также есть перспектива профессионального роста. Надо все время стараться сделать что-то лучше. Съемки панорамы – это надо было изучать что-то новое, увлекаться.

Часто неграмотного заказчика можно провести отговоркой «я художник, я так вижу». В фотографии есть также свои законы, как эстетические, так и технические, и прежде, чем их нарушать, нужно их для начала выучить и понять. 99 процентов неумех, которые прикрываются бахромой, рюшечками и всяческими наборами дрянных спецэффектов для любителей всего блестящего, не способны создать на самом деле ничего стоящего. Это самообман — вкладывать философию и творческий замысел в кусочек какашки. Подобные художники при таких словах плюнут мне на штаны и скажут, что в их работах есть душа, а я — занимаюсь скучным бездушным делом при этом. Могу ответить, что я этот этап прошел и сейчас вижу, что знать и понимать правила намного веселее и увлекательнее. Не хочу говорить обобщенно, но в большинстве случаев это так.

Заказчики сами меня находят. И из других регионов тоже. Я уже сказал, что-то продавать – работа не по мне. Кто-то через интернет, а кто-то через знакомых.  Так или иначе.

Моё дело оформлено юридически, у меня есть ООО. Когда я пришел к тому, что мне необходима какая-то юридическая поддержка, то я решил сам этим не заниматься. У меня нет ни времени, ни желания решать такие вопросы. Потому что если мне приходится что-то делать, я стараюсь в это вникнуть, понять весь процесс  как можно подробнее. Поверхностно чем-то заниматься не хочу. Стараюсь делать только то, что умею.

Я пришел к тому, что можно работать в кооперации с людьми, если наши сферы деятельности разные. Если один человек отвечает за менеджерскую работу, другой — за юридические вопросы,  а я снимаю, выходит намного проще и эффективнее. Так что моя постоянная команда – три человека. И это мои знакомые.  Вообще я за ту схему, когда человек нанимает человека через хорошее кадровое агентство, это правильно.  Но пока я еще не вышел на такой уровень, мне это не требуется.

При планировании я ставлю себе близкие и понятные цели. Они основаны на том, что я вижу; на том, к чему можно прийти. В идеале  ты должен выполнять какую-то работу и чувствовать, что она нужна людям, она полезна. Что кроме тебя мало кто может эту работу выполнить хорошо – и при этом у тебя много этой работы. Вот то, к чему надо стремиться.

Сколько максимум может заработать за месяц фотограф в Рязани, я не знаю. Так сложилось, что практически единственный доход для фотографа в Рязани — это съемка свадеб. Ну, например, можно получить 20 тысяч за свадьбу, три месяца по восемь свадеб. Но вообще я не слежу за этим, меня это мало интересует. По моим представлениям, вся фотомафия вертится вокруг того, как бы оторвать себе побольше и пожирнее свадеб в сезон.

С большим уважением отношусь к Андрею Павлушину. Он себе заработал очень хорошее имя в городе, его знают. Он может не снимать свадьбы, но получать от коммерческой съемки неплохие деньги. Я даже удивляюсь иногда, когда какие-нибудь рязанские фотографы спрашивают, кто это. Это прекрасно, когда человек может себе позволить не сидеть вконтакте и не делать  там свои творческие группы.  Я не люблю навязывать свои работы: посмотрите, прокомментируйте, сердечко поставьте.  В интернете и вконтакте сейчас настолько низкая культура  оценки, что даже об этом и говорить неловко.

Для меня важно отсутствие потолка в плане возможностей. У клиентов есть понятие о качестве. В Рязани мало кто ориентируется на высокое качество, в принципе они удовлетворены средним. Из этого следует, что я всегда стараюсь ориентироваться на свои понятия о качестве, и делаю прежде всего так, чтобы нравилось мне. В этом отношении я, наверное, перфекционист. Не всегда твои старания находят понимание, а  хочется, чтобы человек оценил, насколько высокого класса работу ты провел. Для меня потолок моей удовлетворенности от работы в нашем городе в этом.

Когда человек только начинает заниматься фотографией профессионально, он обычно пытается приобрести какую-то востребованность путем тупо снижения цен и предложением своих услуг повсюду за мелкий прайс. От этой ситуации проигрывают все:  заказчик, новый человек и человек, который давно в этом деле работает. Заказчик клюет на низкую цену. В результате, поскольку новый человек имеет немного опыта, заказчик получит не очень хорошего качества материал — он проигрывает.  Человек, который давно этим занимается, теряет заказ – тоже проигрывает. А новый человек, который берет небольшие деньги… Тут есть такой момент. Если ты работаешь за одну сумму, то потом повышать цены трудно. Вот звонит тебе заказчик и говорит: «А чего ты Петру Васильевичу снял в три раза дешевле? Я у тебя за столько заказывать не буду». И фотограф уже нормальные деньги хочет зарабатывать, но вынужден снимать за ничтожные копейки. Так что лучше честно сказать: я сейчас вам сделаю забесплатно, а вы посмотрите, как я снимаю, и в следующий раз ко мне обратитесь. И уже потом называть нормальную цену. Не надо никаких скидок.

Другие фотографии Игоря вы можете увидеть на его сайте.

« »