« А Б »

«АБ» RSS

Практика и дети

Студентка РГУ Анна Сергеева рассказала «АБ» о своей практике в школе, современных детях и учебном процессе в эпоху инноваций

Время и место

Практика была на четвёртом (февраль-март) и на пятом (сентябрь-октябрь) курсах по шесть недель каждая. Всё в 2011 году. Школа № 72, в Дашково-Песочне.

Я вела географию на четвёртом курсе в 7-м и 8-м классах, а на пятом — географию в 9-м, биологию — в 8-м. Помимо проведения уроков в мои обязанности входило классное руководство в одном из классов (проверка дневников, классные часы и т.д.). Кстати, только у меня все старые классы остались — у других девчонок хотя бы один класс, но был новый.

Знакомство со школой

Сначала мы пошли к учителю географии, она с нами познакомилась, мы разделили классы между собой, взяли учебники и пошли на педсовет. Там нас познакомили с классными руководителями, мы выяснили организационные вопросы и т.д.

Первая неделя практики была ознакомительная — мы просто сидели на уроках, смотрели, кто как себя ведёт, какие группировки есть в классе, как другие учителя ведут уроки — так что именно тогда нас и представили, то есть не прямо перед первым уроком, а заранее.

Учительница географии нас очень грамотно представила. В начале урока она попросила поднять руку тех, кто хочет, чтобы у их будущих детей были хорошие учителя географии. Конечно, подняли почти все. Тогда она сказала — мол, будьте разумными и помогите молодым учителям стать настоящими педагогами.

Я скорей боялась не детей, а того, что пойму, что это не моё и что детей я не люблю. На своём первом уроке меня порядочно трясло, и когда я зачитывала список, наверное, была как помидор, ибо меня бросило в жар. Но когда я дочитала фамилии до конца — как камень с души упал, вдруг резко стало легко, будто дома на диване.

Страх перед уроком был достаточно долго, думала, что что-то забуду, не успею, или спросят — а я не смогу ответить. А они за два года только пару вопросов задали, обидно даже… Никому особо ничего не надо…

Я проводила уроки сама, но первое время учительница географии сидела на последней парте с другими практикантами — у нас есть «взаимопосещение» уроков. Но в мои уроки учительница не встревала почти никогда, да и нужды не было. Но она себе плюсы и минусы по уроку записывала, и потом мы разбирали, что не так. А потом мы всё делали одни, только советовались иногда.

Отношения с детьми

Те, что помладше, доброжелательнее, т.к. ещё не стоит вопрос о поступлении — а значит, их ещё может интересовать то, что не входит в ЕГЭ. Поведение у них конечно не фонтан, но было по-разному, то весь урок проорёшь, то вроде ничего. Но в целом, дети положительно отнеслись, были, конечно, и те, которым по барабану всё, были гиперактивные хулиганы, был мальчик, который очевидно был ко мне неравнодушен.

После одного из моих уроков ко мне мальчик подошёл и говорит — мол, вы сразу «двойки» ставьте, тогда вас уважать будут…

Вот, на пятом курсе другой мой класс перешёл из 8-го в 9-й, было гораздо сложнее. Я как раз стала у них классным руководителем. В этом классе было три ядра болтунов, и я всё время между ними прыгала, пересаживала, но без особых результатов. С девчонками отношения были напряжённые — я для них оказалась «конкуренцией». С мальчишками проще — им либо было и правда интересно, либо на всё наплевать — ну я и не лезла особо.

Самое ужасное — мне мои одногруппницы как-то сказали, что они меня бы боялись. А я меньше всего на свете хотела бы этого — в результате, услышав это, я набросилась на мимо проходившего двоечника — я не знала, что ему сказать, несла какой-то бред, потому что очень хотелось сказать: «Я хорошая, не бойтесь меня!». Девчонки долго потом потешались над моим порывом.

А вообще всё зависит от человека: у кого-то руки трясутся при сдаче темы, кто-то говорит — что я болел, вообще ничего писать не буду, пустой лист сдам. Есть и совершенно отстранённые дети, есть тихие, по которым сразу и не поймёшь, что у них внутри. К учителям — тоже по-разному относятся. Так тебя воспринимают, как себя поставишь — учитель ты или практикант — так они и будут относиться.

После уроков лично беседовала со многими учениками. Личные беседы — это самое действенное, наверное. Так как можно быть больше самой собой, чем на уроке.

Вне класса с детьми встречалась нечасто, это были разовые личные беседы, как правило, связанные с каким-либо событием. Например, после проверки анкеты на профориентацию с тем, кому это было реально интересно; тем, кому мне хотелось что-то донести от себя — а-ля «не вешай нос, у тебя всё получится». В общем, это спонтанные вещи были. У меня была мечта сходить с ними в поход, но она так и не реализовалась из-за погоды и сложностей в отношениях.

Самым приятным было то, что ребята просили меня остаться, даже те, которые, как я думала, считали меня занудой. И я ушла из школы с очень светлым чувством и с ощущением, что не всё зря.

У меня несколько детей в друзьях на «ВКонтакте»… Сначала думала — стоитне стоит им говорить фамилию, а потом они на одном документе нашли её и добавились. Ну, я их и добавила. Мы с ними не переписываемся, только иногда некоторые пишут а-ля «привет как дела» — но это не напрягает, да и в инете я сижу поздно — они просто меня не застают. А так, тут уже некое тёплое чувство по отношению к ним, так что я не против. Естественно, простая болтовня мне мало интересна, да и они всё равно чувствуют определённую дистанцию, так что всё достаточно просто само собой разрешилось.

Современные школьники

Мне кажется, что принципиально от моего поколения (а у нас с ними разница-то всего-то шесть-семь лет) ничем не отличаются. Просто кто побогаче — сидит на уроках с айпэдом, все с телефонами, сидят в аське и на «ВКонтакте». Есть дети, которых в их 15-ть мамы собирают в школу, есть дети с очень сложными жизненными ситуациями…

Что меня поразило, дети есть с гонором и говорят — я болел, ничего не делал и не знаю, хотя вот мы точно знали, что от ДЗ болезнь нас не освобождает. Но это всё частные конкретные случаи…

Делала тест на профориентацию — половина не хочет учиться в 11 классе, потому что в 72 школе берут только с двумя тройками, и они даже не прилагают никаких усилий.

Ну вот на «ВКонтакте» — все уже с пивом, сигаретами, как и всегда было…
Сидят на «Спрашивай.ру» что ли… там вопросы типа «Как ты можешь с этой дурой дружить?», «Ты такая страшная перекрашенная малолетка», «Кто тебе нравится?» и т.д.

Есть и хорошие ребята — интересуются ещё чем-то, но у них и родители, как правило, сознательные.

Школа №72

Построена в 1998 (а уже трещина в стене — почти вся практика была во время ремонта), обучаются более 1200 учеников (максимум по Рязани), 65 учителей — средний возраст 35-40 лет— это достаточно мало для города.

Упор в школе на иностранный язык и новые стандарты в начальной школе.

Классы большие (26 и более, у меня в одном было 26 чел, в другом — 31), классов много – 9-ых было пять. а вот в моей родной школе — №25 — мало детей, один-два класса в параллели. Много детей с разными национальностями.

Формы как таковой в школе нет, однако джинсы были под запретом. Спортивная форма тоже. Кстати, это очень даже здорово, мальчишки такие красивые, солидные, правда, не все это понимают. Девчонки ухищряются, носят юбки, сарафаны, брюки а-ля джинсы, в общем, стараются выделиться.

Ещё момент… Школа — практически полностью женский коллектив — отсюда тёрки, кланы и прочая гадость.

Нововведения в системе образования

Все об этом говорят, но я толком ничего не знаю, честно говоря. Знаю про информационные технологии в школе и про болонскую систему немного. А вот на практике бросилось в глаза… В школе сейчас везде компы расставляют, делают проекторы, кое-где есть уже и интерактивные доски. Допустим, для географии всё это очень полезно, т.к. есть больше возможности показать то, что раньше было сделать трудно. Однако это, по сути, велосипед, ничего нового никто не придумал. Надо понимать — это всего лишь дополнительные технические возможности. Иногда ученики сами говорят — задолбали уже эти презентации, проведите обычный урок. Ну, тут ещё с чем может быть связано — учителя компов боятся и чаще берут уже готовые презентации, в которых и ошибки нередки…

Ещё три урока физ-ры в неделю — во многих школах просто не хватает залов и учителей для их проведения. Сначала надо было всё оборудовать, а потом принимать такие решения. Вот лично я считаю, что все говорят — в форме ходить нельзя — а извините, три раза в неделю носить ещё один пакет с одеждой и сменкой, когда и так рюкзаки у малышей в пол-ученика, да и переодеваться им банально негде и вещи оставить тоже.

Ну, вот ещё — у них информатика уже чуть ли не с младших классов ведётся, у нас такого не было… но это понятно.

Мне, честно говоря, уже при словах «инновации», «нанотехнологии», «проекты» плеваться хочется. Это конечно не так чтобы и плохо, просто о главном забыли, почти как у Маслоу, — что думать о самореализации, если покушать негде?

К ЕГЭ учителя относятся по-разному, но чаще это головная боль, как я понимаю. О ЕГЭ мы больше в вузе говорили, на практике приходится решать конкретные проблемы, не до этого словоблудия.

В целом, лучше стало не сильно. Только учебники школьные все примитивнее и примитивнее.

В вузе я сравнивала разные учебники географии: русские, молдаванские и украинские. Так вот у нас только материал урезают, а вот в Молдавии — пусть и материала не больше, но зато у них учебник как практикум почти — там и кроссворды, и лабораторки, и экскурсии и проекты.

Государству, понятное дело, не очень выгодно чтобы все были жутко умные, а вот крепкий середнячок по мозгам — самый раз. Поэтому и упор на технику, сокращение предметов, более узкую специализацию. Но, может, я и не права.

Как улучшить ситуацию

Лучше бы наше доблестное правительство усердствовало по восстановлению престижа учителя (а то создаётся впечатление, что учителей гнобят временами, благодаря чему и родители уже пошли с понтами, как и ученики) и созданием современных учебников, а не тупо сокращало информацию из более старых учебников.

Как повысить престиж? Ну можно было бы не выставлять на показ как там учитель кого-то учебником долбанул, это всё нехорошо, но все же будут думать — что учителя дураки, хамы, и если ребёнок пришёл обиженный — сразу иди в суд… А насчёт денег — это, конечно, важно, но, я думаю, если и идут в учителя, то скорее вопреки, нежели за перспективами. Идут — либо очень хотят, либо другой работы не нашли. Всё просто.

По мне — лучше бы раздевалки сделали и окна поменяли, чем куда надо и не надо инновации запихивать.

Мне бы хотелось, чтобы детям больше моральные какие-то принципы прививали, а то все хотят быть экономистами и деньги заколачивать. А ведь такие предметы как география, биология, литература — они же больше мировоззрение формируют. И вообще в школе не только и не столько читать-писать учат, а скорей мир видеть, информацию использовать и находить, элементарные навыки работы прививают (ведь работа — это тоже часто муторное неинтересное занятие). Да и здесь дети общению учатся.

Больше хочется, чтобы делали уроки интересные — походы, игры и т.д., особенно по предметам, ненужным при поступлении в вуз. Но это всё от учителя зависит, отсюда вывод — воспитывать и учить надо учителей, а уж они сами придумают, как лучше.

Есть же много разных систем образования, можно было бы какие-то плюсы взять и синтезировать в существующую. Но тут ещё важно детей не перегрузить (хотя на самом деле мало кто нормально учится).

Перспектива возвращения в школу

Тут однозначно сказать нельзя… Когда в школе сталкиваешься с определёнными проблемами, непониманием и весьма странным отношением администрации, думаешь: а далось оно всё за три копейки в месяц? А с другой стороны, ты привыкаешь к детям, к режиму работы, жалко оставлять всё это…

В школе ты общаешься с большим числом очень разных людей с очень разными историями, и, обдумывая их, себя узнаешь лучше.

Разочаровываешься иногда. Я, например, хотела стать для них Другом и Учителем, а вот не получилось, ну, по крайней мере, далеко не для каждого. А иногда, наоборот, очаровываешься детьми и их вопросами, мечтами.

Школа же реализует и корыстные цели человека… школа даёт иллюзию власти и возможность самореализации (кому ещё нужны твои плакаты, игры, задумки?).

В целом, по ощущениям, — в универ после практики придёшь — все прогруженные, «здрасте» — и мимо прошли, если вообще заметили… А в школе всё иначе — там энергетика своя. Все бегают, орут, шумят — тяжело сначала, устаешь (у меня, например, после самого первого урока голова болела), а сравнишь с универом — жизнь бурлит.

Есть такая поговорка — «работать в школе можно — только дети мешают сильно», это, конечно ирония, но я бы сюда добавила — и многие родители и сама администрация школы иногда палки в колёса ставит.

Известный факт, что молодые учителя «перегорают» через пару лет, потому что видят, что ты прыгаешь, ночи не спишь — а никому ничего не надо, и это ещё один оооооочень важный момент.

« »