« А Б »

«АБ» RSS

Выборы

Мнение рядового члена участковой избирательной комиссии, пожелавшего остаться неизвестным

Иллюстрация: Александр Беликов

Участок

Я попала на выборы через маму — она учитель в этой школе. Она ещё на прошлые выборы предложила меня, свою подругу и папу. Это были местные выборы 2 года назад. Мне тогда было 18 лет. На эти выборы нас просто пригласили опять. Но в этот раз нужно было, чтобы не меньше 8 человек (любые, но лучше коллеги, я просила одногруппников) поддержало твою кандидатуру. Нужны были их ФИО, адрес, телефон и чтобы они подтвердили, если вдруг им позвонят.

Вообще, это формальность. Я думаю, что попасть в комиссию при желании довольно несложно. Либо через знакомых, либо сначала вступить в партию, а потом попроситься от неё. Потому что в каждой комиссии есть представители основных партий.

Все обязательства написаны в федеральном законе о проведении выборов (не помню точно, как он называется). Рядовой член комиссии подчиняется председателю, и все вопросы отправляются к нему. Зарплату выдаёт секретарь. А получает председатель в территориальном избирательном комитете (ТИК). Ему он и подчиняется.

Попасть в комиссию при желании довольно несложно

Пришли мы все в 7, настроили технику, опечатали кабинеты, потому что комиссия находилась в коридоре школы, в 8 утра началось голосование. Закончилось оно в 8 вечера. Все подсчёты закончились около 11 вечера, но мы ещё должны были там находиться, чтобы ставить подписи на документах в ТИК. И только когда председатель и зам уехали в ТИК, мы разошлись по домам. Но должны были быть на связи, на случай если какие-то документы ТИК не примет. К счастью, всё обошлось. На прошлых выборах мы не уходили по домам, а ждали решения в школе, домой пришли около 7 утра.

В комиссии было 10 человек, в ней были представители от «Единой России», ЛДПР, КПРФ.

Наблюдателей было около 7 человек. Я знаю, что было 2 наблюдателя от «Единой России», 2 от КПРФ и по одному от ЛДПР и «Справедливой России». Ещё один был не знаю откуда. В основном, люди попались добрые и вежливые. Они помогали, тоже следили за урной, направляли людей в кабинки. С кое-кем мы даже уже встречались на прошлых выборах.

За безопасностью следили представители полиции. Человек 6 вроде. Тоже приятные адекватные люди.

Самой проголосовать не удалось. Я приписана к другому участку. На прошлых выборах брала открепительный, на этих так и не собралась.

У нас было нормальное горячее питание, правда за это мы скидывались и платили отдельно школьной поварихе. Плата за питание включена в зарплату, но этих денег хватило бы только на продукты. Пока один член комиссии в столовой, рядом сидящий его заменяет. Особого наплыва людей у нас не было, так что всё прошло без лишнего напряжения.

Явка была меньше чем в прошлый раз, в тот раз за 50% перевалило, а в этот было 45%. Основной наплыв был примерно с 11 до 2. До и после люди приходили «волнами».

Пришли, в основном, старики и люди за 40. Молодежи было мало, не больше 10%. Вообще, люди из года в год одни и те же, бабушки и дедушки, которые еле ходят.

Было нововведение — в списках избиратели расписывались «кверх ногами», чтобы не переворачивать довольно объёмные книги. Многих это настораживало. А так, пожалуй, ничего нового больше.

На моём участке, где моя мама — секретарь УИК, папа — заместитель, а их подруга — председатель, я могу на все сто сказать, что никакой фальсификации не было

Испорченных бюллетеней было 8 штук. Испорченными у нас были бюллетени, в которых либо отмечены все квадратики, либо не отмечено ни одного. Всяких надписей в этот раз не было вообще. Ничего необычного. Никто даже не унёс с собой бюллетени. В прошлый раз не хватало пары штук. В этот — всё сошлось точно.

Вбросов не было, хотя на прошлых выборах была попытка. Пришёл мужчина, записался, всё сделал как положено, подошёл к урне, выбросил свой бюллетень, а потом при всей комиссии и наблюдателях расстегнул куртку и вытащил ещё пачку. Не знаю, на что он рассчитывал. Он говорил, что это просто его брат/сосед/сын забыли бросить в урну. Но, тут же была вызвана милиция и всё улажено. В итоге бюллетеней оказалось не больше чем проголосовало, так что других вбросов не было.

На моём участке, где моя мама — секретарь УИК, папа — заместитель, а их подруга — председатель, я могу на все сто сказать, что никакой фальсификации не было.

Результаты по участку: 1 место – «Единая Россия», примерно 30% голосов. От неё на 40 голосов отставала «Справедливая» и на 70 — КПРФ. Потом уже с большим отставанием ЛДПР и остальные. «Яблоко» у нас всего 21 голос из 817 набрало.

Что расстроило

Больше всего на выборах меня лично расстроило не наличие фальсификаций, а то, как наш народ решил с этим бороться.

Перед выборами была проведена долгая агитация против ЕдРа, альтернативные голосования на «ВКонтакте», крики, что надо обязательно идти и голосовать, а иначе за вас проголосуют. В итоге, даже на моём маленьком участке, приходили люди изначально недовольные. Просто чтобы поорать, что все козлы. Ну, так как козлов мы им предоставить не могли, козлами оказались сами. Наезды были самые разнообразные, но, в большинстве своём, бессмысленные.

Один мужчина был не совсем трезв, кричал, что его не предупредили, где проходят выборы, когда они проходят (предварительно членами комиссии были разнесены по домам приглашения на выборы, где были написаны время и место), что он никогда не голосовал здесь и что за него уже похоже проголосовали.

Ещё одна пожилая пара не нашла себя в списках. Они сразу же стали кричать, что за них уже проголосовали, потому их и нет в списке, хотя я на их глазах внесла их в дополнительный список и выдала бюллетени. Так бывает. Комиссии из года в год подают обновленные списки в ТИК, но, похоже, что кое-кто теряется или по невнимательности не заносится. Есть в списках люди, которые уже умерли. Не могу сказать, с чем это связано. Данные мы после каждых выборов подаём обновлённые, кого-то вычёркиваем, кого-то подписываем.

Человеку, который ориентируется на информацию на «ВКонтакте», вообще кажется, что при честных выборах ЕдРо может получить что-то около 13% в лучшем случае

Поначалу пытались скандалить и наблюдатели. Когда после 2 часов голосования количество голосовавших у нас не совпало на 5 человек. Но это допустимая погрешность при таком количестве. Была женщина-наблюдатель от партии ЛДПР, терпеть её пришлось весь день. Только к вечеру она, наконец, поверила, что фальсификации здесь не предвидятся. Кстати, в соседней комиссии был такой же неадекватный мужчина среди наблюдателей. Думаю, почти всем так «повезло».

Люди обеспокоены, это, конечно, хорошо. Человеку, который ориентируется на информацию на «ВКонтакте», вообще кажется, что при честных выборах ЕдРо может получить что-то около 13% в лучшем случае. Но только тут похоже забывают, что на «ВКонтакте» сидит молодёжь, а на выборы ходят в большинстве своём старики, которым из года в год по телевизору говорят, что власти сделали много чудесного для их блага, прибавили пенсии, зарплаты.

Молодёжи в России меньше, чем старшего поколения — издержки низкой рождаемости. Но, при условии, что на последних выборах даже старики уже не все голосуют за ЕдРо, я уверена, что при участии молодёжи процентное соотношение было бы другим. Кстати, по Рязани (по городу, без области) победила КПРФ, а именно её поддерживает большая часть моих знакомых из молодёжи. Не знаю, насколько официально, но данные реальные, получены от нашего председателя.

Насчёт несправедливости выборов, я полностью согласна. Тяжело не согласиться, когда в протоколе видишь одно, а на первом канале — другое. И митинговать надо, пусть власть хотя бы беспокоится. Вот только сделать, мне кажется, сейчас мало что можно. Народ уже понял, что не надо голосовать за ЕдРо, но, к сожалению, нормальной альтернативы у нас в стране нет. И если в партиях ещё было из чего выбрать, то на выборах президента выбора как такового нет. Мне кажется, бороться со всем этим можно было бы только тогда, когда появится действительно хорошая партия — с молодыми, активными, образованными людьми. Тогда народ поддержал бы её единогласно. Ну или если уж митинговать, так всем-всем, а не только самым неленивым.

Люди продолжают верить, несмотря ни ни что

Нет, на комиссии давления не было, хотя я работаю в детском саду и заведующую обязали, чтобы все её сотрудники проголосовали за «Единую Россию», то же самое было и в школе, в которой проходило голосование. Подозреваю, что так было во всех школах, садах, может быть где-то ещё.

Я уверена, что от моего маленького участка мало кому пользы, потому и никого не заставляли ничего проворачивать. Наверняка в больших городах и на участках, где голосует больше чем 2 тысячи человек, идёт и замена бюллетеней и невидимые ручки и все дела. Вот только если это можно сделать на уровне УИК, куда приходит куча негодующего народу, где сидят негодующие наблюдатели, представьте, насколько проще заплатить одному человеку и просто поменять бюллетени, когда их уже привезли в ТИК или ЦИК.

Да, выборы подтасованы. Но я считаю, что ЕдРо бы победило и без этого, потому что люди продолжают верить, несмотря ни ни что. Просто отрыв был бы минимален. Масштабы фальсификации не такие глобальные, как вам кажется, и не потому что кто-то боится, что его поймают, а потому что в этом нет необходимости.

« »

Обсуждение закрыто.