« А Б »

«АБ» RSS

Есенин по Колючему

«АБ» продолжает интересоваться мнением экспертов о состоянии рязанской музыкальной сцены. В этот раз на вопросы ответил составитель сборника «Праправнуки Есенина», музыкант и владелец студии Николай «Колючий» Пашков. Поводом к беседе стал выход очередного сборника рязанской музыки

Николай Пашков. Фотограф: Рома Зима

Николай Пашков. Фотограф: Рома Зима

АБ: C чего всё началось с «праправнуками»?

Николай Пашков: Началось всё в 2005-м году, когда через газету «Телесемь» я бросил клич: «Музыканты и им сочувствующие, имеющие записанные треки любых жанров, приносите их в редакцию — будем собирать сборник рязанской музыки». Приоритет отдавался композициям текущего года. Для первого сборника это выполнялось нестрого, но с 2007 — всё выпускалось год в год.

Сборник выпускается, чтобы потом историки могли понять, что в том году люди чувствовали и о чём думали. 62 трека дают довольно объективную картину. Сборник — это удобно. Под одной крышкой собираются люди, которые существуют в городе в параллельных реальностях. Например, металлисты не пересекаются с рэперами. Отсюда возникает сверхзадача — перезнакомить их друг с другом, чтобы они посмотрели, как люди из одного с ними города делают и сочиняют музыку и, возможно, чему-то научились друг у друга. Это слияние и поглощение идёт на выработку, закрепление и осознание так называемой рязанской интонации, о которой я говорю всем уже года три-четыре. Она существует, её надо только выкристаллизовать.

А эта рязанская интонация — она существует объективно или она появилась после того, как о ней заговорили?

Она не может не существовать, потому что Рязань — отдельный город. Мы вот с Playboyz выступали на юбилее одного узбека и я понял, что такое другая культура, что такое когда тебя слушают нерязанцы. Это совершенно другие ощущения. Когда ты выходишь перед рязанцами, сразу чувствуются спаечки, которые сразу работают, и ты от них никак не спрячешься. Это то, что люди требуют друг от друга внутри города. Я имею в виду владельцев клубов, устроителей концертов и зрителей. Даже зрители, которым ты вообще неинтересен, тоже от тебя что-то требуют. Эту интонацию формирует город.

Другое дело, когда эти люди из параллельных миров начинают посматривать друг на друга — рэперы на любителей техно, а панки на грайнд-корщиков, то возникает обобщение, которому надо помогать, раз уж у меня руки чешутся. Мне это нравится, наверное, ещё и потому, что я на историческом учился — тяга к систематизации в этом тоже есть.

Занимаешься созданием своеобразного исторического документа.

Я занимаюсь тем, чем мне хочется заниматься. Это занятие я придумал себе сам. Мне часто говорят: «Ну ваще нормально ты пиаришься!». А я нисколько не пиарюсь.

Помимо пиара тебя обвиняли в глупости, а «праправнуков» называли помойкой, в которой надо долго копаться, чтобы найти что-то интересное.

Это говорят снобы, которые считают, что у них замечательный музыкальный вкус, люди, которые привыкли думать, что есть кто-то хуже их. У меня есть такие экземпляры, которые в каждой песне находили недостатки — бас тих, вокалист плохой, пятое-десятое. Я к этому отношусь нормально.

«Праправнуки» стартовали в 2005 году. А в 2009 по аналогичному лекалу в Рязани были запущены ещё два проекта: «Хит завтрашнего дня» и мегафоновская «Музыка нашего города». До этого мне говорили два года: «Коля, надо по стилям разделять! Кому будет интересно всё подряд слушать?!». И тут появляются два проекта с той же идеей общегородского музыкального фона. Всех в кучу! Они там обошли острые углы, но всё равно, там и для N# нашлось место, и для «Русские MC’z» и для «ДХ». Совершенно разная музыка, которая даёт представление о городе.


Основная идея такая: мы же, когда едем по городу, мы всё видим — и бутылки валяются, и грязь, и вот Кремль красивый — мы что, глаза закрываем? Это всё наш город. Так и с музыкой: вот чей-то сын играет на гитаре, вот чей-то родитель всё не теряет амбиций. Они все рязанцы — и все на ладони.

«Праправнуки» — это попытка объективно посмотреть на реальность и показать всё — и плохое, и хорошое?

Я не вижу ничего плохого ни в одной песне. Даже если какие-то панки еле-еле играют, всё криво и мимо. Это неплохо, они-то счастливы, что играют именно так. Если есть энергия, внутренний посыл, надо эту энергию законспектировать.

Спрошу про острые углы: ты включаешь в сборники песни о свастике и скинах, песни с матом и прочее, что вызывает отторжение у многих.

Хорошо! Хорошо! Пускай! Это неплохая реакция. Конфликт предполагает развитие. Пусть вселенные рушатся, новые создаются. Всё равно это будет происходить.



Вселенные создаются, рушатся — а ты всё это конспектируешь?

Ну да, пускай (смеётся – авт.). Я просто тот человек, который хочет этим заниматься и видит в этом прикол и интерес. Я этим счастлив. Каждый сборник — это как минимум интересное времяпрепровождение. Слушаешь вот так, например, сборник за 2007 год и на пятой песне начинаешь думать: «А я то в 2007-то что? Так… в ноябре я поступил туда-то, зимой поехал туда-то». Такие вот штуки работают. В этом плане проект многогранный. Он конспектирует и время, и людей. И показывает всё, чего ты не видел в городе, но оно там происходило.

Один раз в рецензии написали, что у Колючего получилось не оставить своего следа на сборнике, музыка говорила сама за себя. В принципе, я к этому тоже стремлюсь — к обезличенному сборнику. И, думаю, у меня получается.

По поводу проектов со схожей идеей. По-моему, они прекратили активность.

Если расчёт шёл на прибыль, а прибыли нет — проект сворачивается. Но, возможно, какие-то из этих проектов вернутся. Все мы ставим кирпичики для стены под названием «Рязанская музыка», которая появится через пару десятков лет. Мне всё ещё интересно систематизировать. Ведь в каждом треке пласты информации и переплетений судеб, сжатых в несколько минут: кто-то на репу опоздал, кто-то голос сорвал, кто-то из группы ушёл. Сейчас я, правда, потерялся в большом количестве групп и треков, а раньше почти всех знал.

Сборники это скорее просто показательный срез, или они как-то влияют на следующие поколения? И какова роль сборника в жизни музыкантов?

Это и срез и руководство к действию — как любое выступление команды КВН или телесериал. Ты видишь, как люди себя ведут и чувствуют, это на тебя как-то действует: может, музыку начнёшь другую слушать, может, одеваться начнёшь по-другому.

С «праправнуками» замысел был такой: мы с Есениным живём в одном географическом пространстве, соответственно, на нас влияют те же запахи с полей, одни погодные условия и т.д. Это определённым образом отражается на поэзии. Как с вином — если виноград растёт на одном склоне, то вино такое-то, на другой — другое.

Кстати! Со временем появились такие супергруппы рязанские, которые сказали, что им не интересно в сборнике участвовать.

Что это за группы?

А я не буду называть. Есть четыре-пять таких групп, очень серьёзно относящихся к своему творчеству. Без них картина, конечно, не вполне объективная, потому что это достаточно популярные группы.

А ты получаешься таким бессребреником и делаешь всё на личном энтузиазме.

Стопудовым бессребреником меня не назовёшь: я же знаю, меня потом добрым словом вспомнят. Может, даже когда меня не будет. Думаю, в будущем сборники никуда не денутся, для интересующихся это будет очень удобная форма. Вот сейчас я вывесил сборники на getalbums.ws — их качают. Чем древнее сборник, тем интереснее его слушать. 10 лет назад — это уже раритет, а через сто — тем более! А если кто все сборники собирает — можно разные тенденции отследить. Даже по конкретной группе. Вот, например «ОГП» почти на каждом сборнике есть — можно почувствовать изменения в творчестве.


И какие тенденции можно отследить в этой серии сборников?

Это тема для отдельного доклада! Ну, а если коротко… В 2005 был просто пилотный выпуск, просто сбор всего, что было. 2006 поражал радикальностью. 2007 был более попсовым — Рязань начала отходить от дез-металла и хард-рока к более лайтовой музыке. 2008 был очень сумбурным годом, видно, что люди себя искали. 2009 — такой более оптимистичный, с надеждой в светлое будущее. 2010 — чувствуется, что люди себя понаходили и очень этому рады — сделали очень много оригинальных записей без оглядки на других. В 2006 все хотели быть не хуже других, это было ремесленное время. Лучшие группы в том году — это те, кто вбухал в записи огромное количество денег, времени и сил. Например, «ДХ» и Hatecraft. Hatecraft делали мастеринг в Финляндии, «ДХ» сводили в Питере. Потом всё начало меняться. Люди начали искать новые рецепты. В 2008 и 2009 финансовый кризис сильно на музыку влиял.


Вообще это целая планета! Всё сплелось в большой клубок. Можно посмотреть, какие стили были популярны в конкретном году, можно проследить, кто из какой группы ушёл, кто пришёл, кто как играть начал, кого что вдохновляло.

А ты не переоцениваешь слушателя? Уверен, что всем интересны эти движения? Некоторые максимум по две минуты от каждой песни слушают.

Это тоже нормально. В наш век миллиардного количества информации — дай-то бог, чтоб и по две минуты послушали. С этой информацией люди до сих пор не научились разбираться.

Сравнительные методы, ориентирование на жанры и названия групп, больше не работают. Раньше если тебе нравился металл или попса, то ты только любимый жанр и слушал, а сейчас это ужене так. Песня строить и жить помогает — и эта песня может быть в абсолютно любом стиле. Вот, например, Дарья Сускина — её люди слушают, многим нравится, хотя это явление скорее общественное, чем музыкальное.

А насчёт переоценки… Это у музыкантов надо спросить, не переоценивают ли они своего слушателя. Я-то только конспектирую.

Так, а почему Дарьи Сускиной нет на сборниках?

Я как-то говорил с ней по этому поводу. Она мне прислала видео-письмо с примерно таким содержанием: «Николай, я в ближайшее время выхожу на жирные сцены и мне не по статусу баловаться в таких несерьёзных проектах».



Ну, это она шутила, наверное?

Шутила, но ответ в итоге был отрицательным. Не буду же я ей названивать: «Дарья, ну ты там не передумала?». В этом смысле время ушло — сборники за 2009-2010 уже вышли. Все кто не попадает в сборники…

…виноваты сами?

Нет, не виноваты, это просто отдельный вызов будущим коллекционерам рязанской музыки, если такие найдутся.

Некоторые считают, что вся серия — это провокация и китч. Называется «Праправнуки Есенина» — и под этой вывеской такие дикие вещи… Например, тридцатиминутные треки с восхвалением всевышнего и прочие совершенно непонятные вещи. Всё это у людей не то что с Есениным — а вообще с музыкой, годной для включения в сборники, не ассоциируется.

Если цепляться к названию, то группа «Машина Времени» у меня тоже с устройством, перемещающим людей во времени, никак не ассоциируется. Название уже давно стало нарицательным. Я уже объяснял, это чисто географические дела.



И желания раззадорить публику не было?

Раззадорить, может быть, да, но это — не главное. Потому что если бы это желание было бы основным — всё было бы замешано на сексе, насилии и чем-то ещё. А это не так. Провокации в сборниках не больше, чем в любой кинокомедии. Бывают, конечно, неожиданности, может что-то не укладывается в чьё-то мировоззрение.

Мне просто нравится систематизировать: вот чудики, вот прилежные ребята, вот выпускники музучилища и т.д.




Вообще, я подобное ещё в 1995 году делал, создал сборник «Рязань — город рока». На кассетах ещё. На одну сторону собрал металлические группы, на другую — группы полегче. Было около 14 рязанских групп. Я сделал копий штук 50 — и раздал. И он неплохо потом разошёлся, люди до сих пор вспоминают.

Я читал, как зарождалась китайская поэзия. Просто созвали всех, кто считал себя поэтом, и начали записывать и складировать их стихи. И однажды количество переросло в качество. Надеюсь, так будет и с рязанской музыкой. На каком-то этапе всегда включается стихийность и главное — эту стихийность не почикать и не пытаться её направлять. Стихийность справится лучше тебя.

Это благодаря стихийным процессам с 2006 года на сборниках рязанской музыки помимо аудиотреков можно найти видеоролики и текстовые архивы?

Смотришь сверху на эти треки, а они как части мозаики: один трек вставишь, другой уберёшь, смотришь что выходит в целом. Раз подставил видео из какого-то летнего лагеря — и мозаика сложилась, картина стала полной. Я просто стараюсь, чтобы форма не прогибалась под содержанием. Остальное само происходит. Фотки на обложки сами находятся, люди сами находятся. Треки на сборнике выстроены в алфавитном порядке — и алфавит всегда всё верно расставляет.

Но какие-то личные предпочтения у тебя есть? Можешь выделить десятку любимых треков?

Нет. Вот не способен. И наверно это к лучшему. Вот когда начинаешь этот сравнительный анализ — начинают нехорошие вещи происходить. К тому же у меня всё время меняется восприятие. Вот весной Анну Павлову слушал. Вчера вот тоже её песни послушал — они мне совсем другими показались.

Хорошо. Давай перейдём от «праправнуков» к рязанской сцене вообще. Ты ведь помимо собирательства треков и студийной работы играешь и поёшь в нескольких рязанских группах. Все проблемы изнутри знаешь. Чего не хватает нашей музыкальной сцене?

Лет пять назад я бы чётко сказал, какие есть проблемы и что нужно сделать для их решения. Сейчас я в этом плане фаталист. Всё идёт, как идёт, не плохо и не хорошо. Да и какие проблемы? Тот соцзаказ, который даёт город рязанским музыкантам, они выполняют. На концертах, корпоративах, свадьбах, праздниках и других мероприятиях. Даже все жалуются, что люди в клубы мало ходят. Рязанские музыканты как предмет для новости, статьи, интервью в местной прессе уже никого не удивляют. Хотелось бы, конечно, чтобы у нас появилась хорошая экспортная группа, которая добилась бы всероссийского успеха и, как локомотив, потащила бы остальных. Так, как это когда-то случилось с Екатеринбургом. И мы ведь несколько раз к этому шли! Те же Hatecraft и «ДХ». Сейчас вот «Кактус» расходится.




У нас вообще очень музыкальный город, 62 трека от разных групп в год для сборника всегда найдутся. А в Воронеже, например, от силы штук 20 групп.

Значит, мы выделяемся?

Да, конечно! У нас в городе каждый третий был военным или как-то связан с армией. И в противовес им появилось много людей с гитарами и людей, читающих рэп. Сейчас число командных училищ сократилось, возможно, это и на музыку будет влиять.

Ты часто выступаешь, что скажешь по поводу площадок?

Их стало больше. Есть где делать шоу. По моему убеждению, по большей части всё зависит от людей. От администратора клуба, от звукорежиссёра. Если администратор не следит за происходящим, не подгоняет, не направляет, не координирует, то всё будет плохо. Что касается звука — на любой площадке можно нарулить нормальный звук и на любой можно сделать всё плохо.

И как у нас с людьми? Можешь выделить полезных и деструктивных личностей?

Это опять вопрос про плохих и хороших. Вот берём типичную субботу. В условный «Патриот» пришло две тысячи человек, в условный «Планетарий» — тридцать. Тридцать против двух тысяч это очень мало! Хочешь, чтобы я из этих тридцати выбрал семеро хороших? Это же капля в море! Все хороши, все кто в сфере городского шоу-бизнеса чем-то занимается. В сериалах же нет ненужных персонажей — все, кто появился в кадре, необходимы для сюжета. Деструктивно влияют только те, кто личным примером пытается доказать, что рок — это угар. Сами ничего не делают, а тусовку разлагают.

А шоу-бизнес у нас в городе есть?

Есть. И он связан с такими группами как «Парнас». То есть, людьми, которые знают, как выступать перед пьющей и жующей публикой. Сейчас в городе около 20 таких коллективов и они все востребованы. Мероприятия типа «Фестиваль уличных музыкантов» и «Улица Павлова» это подтверждают. В этом, наверно, нам помог кризис. Предприятия перестали звать на корпоративы столичных поп-звёзд и обратили внимание на рязанских музыкантов. Они в свою очередь сильно развились: раньше были просто исполнители, поющие под минус в микрофон. Потом они начали выступать с гитаристом. А потом появились полноценные коллективы с барабаном и басом. В плане жанров тоже есть движения. Раньше это была ресторанная классика или песни групп типа «Браво» и «Чайф». Раньше лохматым людям с гитарой сразу указывали на дверь, публика хотела чего-то солидного. Теперь же люди стали добрее и терпимее, им нравится удивляться. Ну и поколения сменились. Никого уже не удивляет, что на закрытые мероприятия приглашают группу «Петрович и Кумпания» — просто их сверстники подросли, заматерели и сами начали менять социальный заказ. Также у нас появился коллектив Electro Planet. Они переигрывают Depeсhe Mode и A-ha. Вот нынешняя молодёжь подрастёт — будут рэперов на свадьбы приглашать.

« »