« А Б »

«АБ» RSS

Делай арт

По инициативе администрации Рязани группа художников изменила внешний вид десяти трансформаторных подстанций, расположенных в наиболее людных местах города. «АБ» узнал, зачем они занялись росписью будок, какое отношение это имеет к современному искусству, и что будет происходить с городом дальше

Куратор проекта Александр Назаркин: Я встретился с руководством Электросети и выслушал их предложения относительно росписи подстанций. Сначала мы сформировали список из 15 объектов, расположенных в различных частях города, из которого позднее были выбраны 10 подстанций.

О вписывании в городскую среду

Александр Назаркин: Мы старались каждый эскиз подбирать под тематику окружающей среды. То есть в том контексте, в котором эта подстанция находится. Например, первая будка располагалась между филармонией и художественным музеем. Она сделана по диагонали: две стены стилизованы под художественный музей, две стены – под филармонию.

Или возьмем подстанцию на площади Театральной, за магазином «Сюрприз». Там стоят новостройки, хотелось сделать отсыл к традиционным постройкам старой Рязани, к деревянному зодчеству. Поэтому пошли вот эти резные деревянные наличники. Сначала мы искали по городу сохранившиеся деревянные дома, фотографировали наличники, потом пытались их копировать по трафаретам. На выходе получилось смешение традиционной и современной застройки. На одной из стен подстанции можно увидеть квадраты – это была попытка создать пиксельную новостройку. Если мы возьмем современную цифровую фотографию, и попытаемся ее увеличить на компьютере, эти самые пиксели и полезут. Квадраты издалека должны были смотреться как единая картинка, но на тот момент не было художников, которые смогли бы реализовать данную идею.

Конечно, не везде получалось реализовать изначальную идею. Где-то поджимали сроки, где-то технически не было возможности. Была задача сделать эскизы, понятные в массе, без демонстрации своих высокохудожественных амбиций — универсальные, для всех.

1

2

3

4

5

6

О любимых эскизах

Мария Нурулина: На будке возле Дома Ребенка мы рисовали Муми-троллей, это из скандинавской сказки. На стенах можно увидеть разные ситуации и случаи из жизни Муми-троллей и его друзей
В целом все очень ярко и позитивно, а главное — дает почву для обсуждений этих персонажей. Это сказка, как и для взрослых, так и для детей.
Дмитрий Сонькин: За Радиком (вуз РГРТУ – ред.) тематика стандартного городского парка: студенты занимаются спортом только ради сдачи норматива, отдыхающие на лавках. Мне больше интересен сам стиль рисунка, он оригинально простой и в то же время понятный, такой стилизованный под советские карикатуры из журнала «Крокодил».

О проблемах

Александр Назаркин: Художники – они каждый на своей волне, очень сложно работать в команде. Из-за несовпадения взглядов или интересов многие после первого дня работы уходили. В среднем над одной будкой работала команда из троих человек. Всего через проект прошло около десяти человек.
Дмитрий Сонькин: Главные проблемы – это согласование эскизов, материалы и сроки. Сейчас нас подгоняет погода. Краска смывается или не успевает высохнуть, на Радике будка высыхала два днявместо положенных нескольких часов.
Александр Назаркин: Еще есть такая особенность: большинство будок построено из кирпича и не оштукатурено. По кирпичной кладке особо не сыграешь на эскизе, приходилось каким-то минимумом обходиться. Было оштукатурено три будки: за художественным музеем — там получилось сделать художественные эффекты, на Новоселов – она более-менее детализированная получилась, на территории торгового центра «Малина».
Дмитрий Сонькин: Сейчас мы думаем, что надо было все подстанции стилизовать под детские рисунки. Брать известных детям героев, сцены из мультфильмов. Детские темы всегда актуальны и всем понятны.
Мария Нурулина: Если было бы теплее и не приближалась зима, можно было бы нарисовать еще более красивые вещи. Проблемы заключались в основном в дождях, минусовой температуре и автолюбителях, которые иногда не хотели переставлять свои машины, объясняя это тем, что «Я здесь машину ставлю с девяносто восьмого, даже щебенку сюда привез. Кстати, вы же ее не испачкаете?».
Дмитрий Сонькин: Рисовать приходилось весь день, часто без выходных, на последних порах уже чувствовалось, что мы выдыхаемся. Бодрили высказывания прохожих — о недостатке урн, современном образовании, культурном воспитании подрастающего поколения.Кстати, почти на каждую будку находилась одна недовольная бабулька — из таких, которые всегда всем недовольны; и у каждой будки был свой кот, который во время работы крутился под ногами.
Александр Назаркин: Если художникам ставить реальные сроки, увеличивать финансирование и добавлять оштукатуренные будки, то можнобудет реализовать много потрясающих тем.

budki-1

budki-2

budki-3

budki-4

budki-5

budki-6

О прохожих

Александр Назаркин: Многие прохожие помнят, как мы в свое время расписывали стену на вокзале «Рязань-2».Подходят и говорят: «Вы от РХУ рисуете? Так же, как Рязань-2?». Никто про Кулек (вуз МГУКИ – ред.) не вспоминает.
Дмитрий Сонькин: Больше подходили с благодарностью, хорошее что-то говорили, оставляли свои координаты. Кто-то матом высказывал свои пожелания, но в положительном ключе. Сейчас к будкам все проявили интерес: от инженера до водителя.
Мария Нурулина: Людям очень нравилось. Многие говорили спасибо и «Бог в помощь». Как-то один мужчина очень слезно упрашивал нас нарисовать на будке с Муми-троллями его далматинца, мы с трудом смогли объяснить, что мы рисуем персонажей из конкретной сказки. Еще один мужчина попросил нарисовать его портрет на помойном баке, на что я сказала, что это вряд ли улучшитего имидж, мне он возразил – «каждому свое» – и ушел. Я так ничего и не поняла.

О будущем

Мария Нурулина: Я думаю, что надо разрисовывать добрыми и яркими рисунками каждую серую стену города, потому что людям это греет душу. Особенно те стены, которые упираются в окна жилых домов. Ко мне не однократно подходили и говорили о том, что их вид из окна — это грязная стена. Я бы с удовольствием взялась их расписывать, но для этого нужно более серьезное оборудование, например, многоярусные леса. Вообще людям надо быть более организованными, искать спонсоров или скидываться всем двором на такие покрасочные работы.Я нередко встречаю на улице граффити. Вряд ли их авторам кто-то платил, даже, наверное, чаю никто не предложил и бутерброд не вынес. Вывод: нужно быть сплоченнее.
Дмитрий Сонькин: Продвижение городского искусства надо начать с простого: бордюры в центре города покрасить, в спальных районах привести в порядок парки, на остановках разместить репродукциихудожников, как местных рязанских, так и общеизвестных. Обязательно у каждой репродукции должна быть подпись.

« »