« А Б »

«АБ» RSS

Пять лет креатива

Исполнилось пять лет единственной радиопередаче о рязанских музыкантах — «Рязанскому Креативу». Её создатель Станислав Шафоростов рассказал «АБ» о том, как менялась за эти годы программа и музыкальная сцена города

АБ:  Станислав, как вообще появилась идея «Рязанского креатива»?

Станислав Шафоростов: Автор идеи — руководитель службы радиовещания ГТРК «Ока» Борис Маркин. Я работал на ГТРК звукорежиссёром и он предложил мне вести музыкальную программу. Думаю, он выбрал меня из-за того, что я был в теме: сам был музыкантом, был знаком со многими музыкантами. Я с радостью согласился. У меня всю жизнь была мечта стать радиоведущим, но после работы на «Радио О’К» и безуспешных попыток пробиться в его эфир, я не верил, что такое возможно.

Гостем первой программы, вышедшей в эфир 8 сентября 2006 года, стал Игорь Павлов — лидер группы «Дом Художника», тогда коллектив ещё так назывался. И с тех пор «Рязанский Креатив» выходит каждую пятницу на протяжении пяти лет.

Станислав Шафоростов. Фотограф: Рома Зима

Станислав Шафоростов. Фотограф: Рома Зима

Что представлял собой эфир регионального «Радио России» в те годы?

В эфире в основном были новости, информационно-аналитические и авторские программы, различные очерки. Музыка, конечно, тоже была, но рассчитанная на тех, кому за… А хотелось донести до слушателей, что в Рязани есть своя музыка всех стилистических направлений.

Сейчас рязанские группы на «Радио России-Рязань» можно услышать не только в рамках твоей передачи, но и просто в эфире?

Да. Но стоит отметить, что «Радио России» — это довольно узкие рамки формата. Далеко не каждая даже очень качественная песня подойдет для нашего эфира. Тем не менее, таких их немало и редакция всегда старается ставить в эфир именно наших музыкантов.

Можешь перечислить несколько песен, которым это удалось?

Группа «Яр-Хмель» — «Мы не играем рок-н-ролл», некоторые произведения коллектива «ДХ»: «Третья луна», «Колыбельная», «Вино и цветы». Очень хорошие и форматные песни у рязанского творческого объединения «Ближний Круг» — многие из них так же звучат в эфире «Радио России-Рязань». Среди них «Придорожное кафе» Дмитрия Лунёва, «Планета света» Елены Лунёвой и многие другие.





С какими музыкантами было интереснее всего делать программы? Можешь назвать несколько наиболее удачных передач?

Никогда не забуду первую передачу с группой «Яр-Хмель». Миша Мехин отжигал по полной! На каждый мой вопрос он придумывал такой ответ, что все остальные в студии просто хватались за животы. Когда мы говорили, например, о составе коллектива и о том, кто за какие инструменты в группе отвечает, он начал говорить про энергетику, настроение. Я задал уточняющий вопрос — мол, а если всё-таки касаться инструментов? Он ответил: «А если касаться инструментов — из них получатся звуки!». Наиболее удачными я считаю выпуски, сыгранные вживую. С той же группой «Яр-Хмель» была одна такая передача, с ВИА «Свобода» — её я вообще записывал на их репетиционной базе в Шацке, с Тианой Меланж (программа, кстати, записана совсем недавно), с группой «Р-градЪ» — тоже получился отличный акустический концерт. Думаю, мы обязательно будем делать живые концерты и в будущем.




Как музыканты попадают к тебе в передачу? Ты их приглашаешь или они сами к тебе обращаются?

Некоторых музыкантов приглашаю сам, но большинство моих гостей — это музыканты, которые оставили заявку на участие в нашей группе на «В Контакте». Там есть специальный раздел для этого.

С гостями случаются конфликты?

Не припомню такого. Иногда приходят музыканты, чье самомнение выходит за все мыслимые пределы, но, к счастью, редко. Рязанские музыканты, как правило, добрые, порядочные и простые в общении люди

Как менялся формат передачи со временем и когда в ней появился хит-парад?

В плане формата особых изменений нет. Была авторская программа — беседа ведущего с гостем, прерывающаяся на песни — такой она и остается сегодня. Изредка программа становилась информационно-аналитической, но мы всё равно затрагивали только связанные с музыкой темы. Кстати, одна из таких программ в 2010 году заняла второе место на фестивале межрегиональных радиовещателей «Вместе радио».

Идея регионального хит-парада впервые появилась в 2007 году, тогда же был создан первый чарт рязанских исполнителей. В то время социальные сети еще не были так популярны и мы создали специальный сайт, на котором была форма для голосования. Но поддержка сайта требовала много времени и влекла за собой затраты, поэтому первый «Хит-парад рязанской музыки» прожил недолго, чуть больше года. В мае 2010 года мы решили воскресить эту идею с помощью «В Контакте» и он успешно работает.

Что касается участия песен в хит-параде: прежде чем добавить в список голосования тот или иной трек, я в обязательном порядке связываюсь с его исполнителем и спрашиваю согласия. Только после этого песня попадает в чарт.


С какой целью ты создал хит-парад с исключительно рязанской музыкой?

Когда стали постоянно появляться новые музыканты и, соответственно, больше и больше хороших песен захотелось этим поделиться с радиослушателями. Ведь в том время обычная программа «Рязанский Креатив» длилась всего 15-20 минут, в нее умещались лишь 3-4 песни одного исполнителя – гостя эфира. Хит-парад дал нам возможность ежемесячно делать программу из микса лучших рязанских треков. А само голосование — это отличный способ лучше понять предпочтения публики и для музыкантов, которые оказываются в конце чарта, поработать над своими недочетами. С какой стороны не посмотри — затея полезная и приятная!

А как сами музыканты относятся к чарту? Он важен им?

Они следят за результатами, да. Некоторые даже агитируют своих друзей поддержать их трек.

Твой личный чарт рязанских песен как выглядит?

Среди рязанского творчества, надо сказать, не так много творений, которые меня зацепили. Вот сейчас я бы составил такой рейтинг своих личных предпочтений:










Но это только десятка. На самом деле, треков, которые мне когда-то понравились, есть и произведения групп «Ноги Мира», «Д’рузья», «Александр Ерохин и ПС-бенд», «Р-градЪ» и многих-многих других.

Ты следишь за рязанской музыкальной сценой достаточно длительный период. Можешь отметить какие-нибудь тенденции, знаковые события или явления?

Одна тенденция очень чётко прослеживается и она не может не радовать — это улучшение качества звучания. Причина, думаю, в научно-техническом прогрессе. Ещё семь-восемь лет назад организовать собственную домашнюю студию было достаточно сложно, а уж чтобы она выдавала качественный продукт — это было вообще нереально. Теперь же выпускаются новые сверхмощные процессоры, различные звуковые интерфейсы, бюджетные модели студийных микрофонов и так далее. Всё это даёт неограниченные возможности в работе со звуком, чем многие и успешно пользуются.

По стилистическим направлениям: с каждым годом становится всё больше поклонников рэп-культуры. Можно сказать, что этот стиль самый популярный в нашем регионе. С недавних пор стали появляться электронные проекты: The Toxic Toad, Sergey Lagutin и другие. Раскрываются экзотические музыкальные направления: кантри, блюз, ска, регги и многие другие. Рязанская музыкальная сцена сейчас как никогда обширна и разнообразна.





Как ты считаешь, чего не хватает для развития музыки в Рязани?

Если речь идёт о профессиональном росте музыкантов, то в этом плане дела обстоят неплохо. У нас есть очень профессиональные коллективы и исполнители, молодые и в возрасте, работающие в разных стилистических направлениях, чей продукт, по моему мнению, зачастую гораздо интереснее и приятнее столичного. Конечно, нет пределов совершенству, расти всегда можно, но всё же в целом — уже неплохо.

Если же говорить о продвижении и популярности на всероссийском уровне — это вообще больная тема. Думаю, ни для кого не секрет: в нашем городе нет шоу-бизнеса. Да, есть студии звукозаписи, организуются разовые и регулярные фесты, но всё это немного другое. В наше время понятие шоу-бизнеса зачастую даже не включает в себя обязательное наличие талантливого исполнителя или качественного музыкального продукта. Шоу-биз — это создание музыкальных проектов, создание продукта, который «пипл хавает», с одной единственной целью — получить прибыль. Так что, на мой взгляд, хорошо, что этого нет в Рязани. Но пробиться на большую сцену представляется возможным только через тот самый «шоу-биз». Нашим музыкантам остается раскручивать себя через социальные сети, выискивать в каких-то независимые радиостанции, которые соглашаются крутить малоизвестных талантливых музыкантов и играть на всех конкурсах. Этого вполне достаточно для того, чтобы обрести своего слушателя в различных уголках нашей страны. Главное — запастись упорством и терпением.

Кому-нибудь из рязанцев удалось пробиться на федеральный уровень?

Есть у нас такие коллективы, которых не увидишь на каких-то федеральных музыкальных каналах, не услышишь по FM-у, но их творчество знают и любят, на их концерты собираются толпы поклонников в разных городах России! Яркий тому пример — группа «ДХ». Есть и другие такие коллективы, пусть и немного.

Для многих интернет-пользователей музыка из Рязани — это Дарья Сускина. Как ты относишься к ней как к явлению?

Такой человек, думаю, есть если не в каждом, то во многих регионах. Это определенная ниша, которая всегда имела и будет иметь успех в интернете. Когда я впервые столкнулся с «творчеством» Дарьи, у меня была довольно неоднозначная реакция… Но могу отметить — настроение после прослушивания таких творений поднимается в разы и сразу хочется поделиться этим с друзьями.


Кстати, насчёт регионов. Как ты думаешь, Рязань в музыкальном плане как-то выделяется на общем фоне?

Тут нам, жителям Рязани, сложно судить. Хотелось бы верить в то, что выделяется, но со стороны виднее. Часто наши музыканты занимают те или иные призовые места на всероссийских конкурсах и фестивалях. Наверное, это говорит о том, что мы котируемся.

Расскажи, как найти твою передачу на радиоволнах и в интернете.

Частота Рязанского областного радио — 69.32 Mhz FM-1 (УКВ) в областном центре и 71.66 Mhz — в области. Также нас можно найти на первом канале сетевого радиовещания. Страничка программы «Рязанский Креатив» на «В Контакте» здесь.

Станислав Шафоростов. Фотограф: Рома Зима

Станислав Шафоростов. Фотограф: Рома Зима

»